26.04.24
21:33
°C,
USD 92.13
EUR 98.71

Меню

26.04.24
21:33
°C,
USD 92.13
EUR 98.71
12+

Тот самый Иван Слонов…

Основоположник Саратовской театральной школы, легендарный артист, режиссер и педагог Иван Слонов не любил, когда его театр имени Карла Маркса называли провинциальным, и имел на это полное право. В те годы спектакли в Саратове ничем не уступали московским. Сейчас имя Ивана Слонова носит Саратовский театр драмы и одна из соседних с ним улиц.

Тот самый Иван Слонов…

Актер на сезон

Корни Ивана Слонова происходят из старинного русского села Непецино под Коломной. Его фамилия в здешних местах упоминается часто. В середине XVIII века многие представители Слоновых перешли из крестьянского сословия в мещане и купцы. Среди них и родители двоюродного брата Ивана по отцовской линии – известного баритона, композитора и музыкального педагога, близкого друга Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина - Михаила Слонова.

Отец Ивана Аркадьевича мещанин Артемий Слонов служил на Ярославском направлении железной дороги и мечтал, что его сын станет чертежником. По его настоянию будущий актер окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но тайком посещал занятия музыкально-драматического училища и спектакли Малого театра.

Увлечения не прошли даром, и в 21 год юный Иван Слонов дебютировал в роли Жадова в спектакле «Доходное место» Русского театрального общества. Талантливого молодого человека пригласили в театр Витебска. Там Ивана приметил популярный актер-трагик Павел Орленев и дал ему рекомендации для петербургского Театра Веры Комиссаржевской. Зимин и Влас из «Дачников», Карандышев из «Бесприданницы», Макс из «Боя бабочек» и другие роли, которые Слонов играл здесь, запомнились зрителям невероятным темпераментом и эмоциональностью исполнителя.

Тот самый Иван Слонов…

В своих воспоминаниях Слонов рассказывал, что застал знаменитую театральную биржу в трактире Рогова. Дореволюционные театры в России принадлежали частным лицам, что зачастую сказывалось на качестве постановок. Актеров нередко приглашали в труппу лишь на один сезон. Вербовкой артистов занимались антрепренеры и их помощники. Сделку заключали прямо в трактире.

По словам Ивана Артемьевича, успех артиста часто зависел от театральной моды. Если зрители предпочитали дешевый фарс и комедию, то актеры-трагики оставались без работы. «Эти высокие люди с громоподобным голосом по нескольку недель могли пьянствовать в трактире и рычать страшными пьяными голосами монологи из классических трагедий. Лишь немногим из них удавалось пробиться в настоящее искусство, а большинство же умирали от пьянства в нищете», - вспоминал Слонов.

В Театре Комиссаржевской актер познакомился со своей первой женой - потомственной актрисой Евгенией Козляниновой. В 1906 году у молодых супругов родилась дочь Надя. Вскоре театр возглавил Всеволод Мейерхольд, и из-за его резкого характера и последующего раскола в коллективе Слоновы покинули театр. Иван подписал договор на один сезон с Омским театром и с женой и ребенком поехал в Сибирь. Но переезд в суровый климат для 21-летней Евгении оказался фатальным. Молодая актриса умерла, оставив мужу полуторагодовалую дочку. Растить маленького ребенка самостоятельно странствующий актер не мог, и девочку забрали к себе ее бабушка и дедушка. В Петербурге они окрестили Надю как свою дочь.

 

«Крахмальная» публика

Подчиняясь законам театра, Иван Слонов немало поколесил по стране. Иркутск, Омск, Екатеринодар, Новочеркасск, Киев и Одесса – в его жизни постоянно менялись сцены и зрители, но именно провинциальные театры подарили актеру огромный опыт и сделали его настоящим профессионалом.

Яркая индивидуальность и мастерское умение Слонова погрузиться в каждый персонаж помогали ему получать главные роли. Среди его самых ярких дореволюционных героев - Чацкий в «Горе от ума», Протасов в «Живом трупе», Васька Пепел («На дне») и Нил в «Мещанах».

Тот самый Иван Слонов…

«Подходил конец сезона, и я с тревогой спрашивал себя: где придется служить в следующем сезоне, куда забросит судьба, кто будет товарищами по сцене?», – вспоминал Слонов. 

За два года до революции судьба забросила 33-летнего актера в Саратовский городской театр (так тогда назывался театр оперы и балета). В те годы процветающий купеческий Саратов именовали «кулем муки» - за то, что он жил за счет торговли хлебом. Публика в саратовских театрах тоже собиралась своеобразная. Иван Артемьевич вспоминал, что первые ряды городского театра обычно занимали так называемые «крахмальные зрители» - чиновники, фабриканты, немецкие и русские купцы. Их мало интересовали спектакли, они редко улыбались и аплодировали, так как для большинства поход в театр был сродни  отбыванию провинности, чтобы не прослыть отсталым. Другие и вовсе приходили, чтобы в антракте заключить очередную сделку.

Это сказывалось на качестве спектаклей отнюдь не лучшим образом. Многие артисты играли спустя рукава, толком даже не выучивая текста. «Ведущей фигурой в провинциальном театре был суфлер. От него зависели и перед ним заискивали даже герои и героини. Суфлер мог не подать вовремя текст и тем «зарезать» актера на сцене», - вспоминал Слонов.

Но на театральных задворках за спинами «крахмальной» публики собиралась и саратовская интеллигенция, и студенческая молодежь, и для них актерам хотелось играть. И эта симпатия была взаимной. Вдохновленный поддержкой зрителей, еще молодой Слонов занялся преподаванием актерского мастерства в студии при театре.

 

Актер и депутат

Октябрьскую революцию Иван Артемьевич встретил в Саратове. Поздней осенью 1917 года в театре драмы ставили «Потонувший колокол» сверхпопулярного тогда немецкого писателя Гауптмана. Перед началом спектакля в зал вошли три человека и попросили актеров не впадать в панику при звуках выстрелов.

«Во втором акте раздался взрыв. Это ударило орудие. Вскоре взорвалось еще несколько снарядов. Актер, игравший Водяного, со страху спрятался. Огни в театре пришлось потушить, публика разошлась. Это шла Октябрьская революция», - вспоминал Слонов.

Настало тревожное, тяжелое и одновременно абсолютно новое для артистов время.

Тот самый Иван Слонов…

Актеры теперь могли не только играть, но и заниматься общественной работой. Ивана Слонова избрали в городской Совет, и ему пришлось решать проблемы горожан. По роду новой деятельности он много общался с разными людьми, от которых получал массу впечатлений.

«Работая над той или иной ролью в советских пьесах, я убеждался, как помогает моему творчеству общественная работа, - говорил он. – Мне, первому любовнику – Чацкому, Фердинанду, Арману Дювалю – очень не хотелось играть хромого матроса, но я играл Братишку в «Шторме» и, несмотря на драматургические недочеты пьесы, эта роль стала мне близкой».

 

Актер, режиссер и педагог

В начале 20-х Слонов неожиданно получил письмо от дочери, которая только после смерти деда узнала, кто ее настоящий отец. Иван Артемьевич очень обрадовался и пригласил 14-летнюю Надю в Саратов, где познакомил со своей второй женой, артисткой Лидией Лидиной-Линской. Спустя несколько лет имя «Надежда Слонова» все чаще стало мелькать в афишах театра Карла Маркса. Уже профессиональная актриса использовала фамилию своего легендарного отца в качестве творческого псевдонима, оставив при этом отчество деда. В спектакле «Человек с портфелем» 1928 года Надя впервые сыграла вместе с Иваном Артемьевичем.

Тот самый Иван Слонов…

Надежда Слонова

Впоследствии она выступала в эстрадном дуэте с мужем-комиком Андреем Петровским, служила в Московском театре сатиры и преподавала в столичном цирковом училище, где среди ее учеников были Геннадий Хазанов, Илья Олейников и певица Елена Камбурова.

В 1933 году в театре Карла Маркса торжественно отметили 30-летие сценической деятельности актера. В честь юбиляра преобразованному в училище театральному техникуму, где преподавал Слонов, присвоили имя актера.

Тот самый Иван Слонов…

На торжественном вечере по этому случаю наш земляк, воспитанник Саратовской театральной студии, исполнитель роли Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых, народный артист СССР Борис Бабочкин вспомнил, как саратовцы любили Слонова. Однажды после спектакля «Мещане», где он играл Нила, овации достигли такого предела, что одна девушка, не удержавшись, упала с галерки в партер.

Сам Иван Артемьевич, отметив 30-летие творческой деятельности, увлекся режиссерской работой. В послереволюционной России требования к театру изменились, и теперь актеры упорно работали над каждым спектаклем. В своих постановках Слонов строго определял задачи каждой пьесы, ярко выделял основной конфликт и добивался от актеров максимального погружения в текст. Поэтому его герои всегда были сложными и многогранными. Будучи горячим поклонником Островского, он часто его ставил.

«Нас уже не называют провинциальным театром, и это правильно. В Советской стране провинции в этом понимании слова вообще нет. Наш театр нельзя сравнивать со старым провинциальным театром», - говорил мэтр.

Успех своего детища Слонов связывал со своей уникальной методикой. В актерской, режиссерской и педагогической деятельности он основывался на принципах Малого театра, системе Станиславского и создании крепкого и сплоченного актерского ансамбля. Именно из этих составляющих и сложилась знаменитая саратовская «слоновская» школа, ставшая самой признанной и авторитетной в России.

Тот самый Иван Слонов…

Параллельно с режиссерской работой Слонов продолжал играть на сцене. Среди его актерских достижений довоенного периода критики особенно выделяли императора Николая в «Декабристах» Лернера, купца Восьмибратова в «Лесе», Чернышевского в «Что делать?», прапорщика Мурзавецкого в «Волках и овцах», полководцев Кутузова и Брусилова в одноименных биографических пьесах, герцога Фердинанда в «Орленке» Ростана, Арбенина в «Маскараде», Вершинина в «Трех сестрах», а также его Гамлета и Хлестакова и Раскольникова. Говорят, что за годы жизни Иван Слонов сыграл едва ли 500 ролей.

«Это актер высокого профессионального уровня, глубокий, думающий. Играть с ним было как-то особенно легко и радостно», - делилась впоследствии воспоминаниями о мэтре актриса Саратовского театра драмы Валентина Соболева. «Сила таланта этого актера, проникновенность, искренность и сила сценического темперамента волнует и трогает зрителя», - писали о Слонове в Москве и в Саратове.

Иван Слонов умер в сентябре 1945 года. По воспоминаниям коллег, даже будучи прикованным к постели тяжелой болезнью, он продолжал строить планы о новых постановках.

Легенду Саратовского театра похоронили на 1-м участке Воскресенского кладбища. Вместе с ним тут покоится и его супруга, Лидия Васильевна (своего мужа она пережила на 7 лет). Сегодня это захоронение включено в перечень памятников истории и культуры РФ.

Тот самый Иван Слонов…

Единственная дочь Ивана Слонова народная артистка РСФСР Надежда Слонова прожила очень долгую и яркую жизнь и умерла в возрасте 96 лет в Москве.

Спустя почти 76 лет после смерти Иван Слонов остается одним из тех людей, которых вспоминают не только как высококлассных профессионалов, но и просто как хороших людей. Созданная им саратовская театральная школа и по сей день дарит миру великолепных артистов, и это, пожалуй, лучшая память о мэтре. 

Юлия ДАШКЕВИЧ. Фото из открытых источников
19 авг 2021, 18:00 3598 Поделиться: 0
Тот самый Иван Слонов…
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх