16.10.21
00:26
+9°C, облачно с прояснениями
USD 71.78
EUR 83.33

Меню

16.10.21
00:26
+9°C, облачно с прояснениями
USD 71.78
EUR 83.33
12+

Помощник режиссера Саратовского ТЮЗа и актриса уникального амплуа отметила юбилей

Рабочий день Людмилы Стороженко начинается за час до спектакля и заканчивается позже всех. Когда театр работает над премьерой, она готовит рабочее место режиссера-постановщика, может напомнить каждому герою его текст, следит за перемещением реквизита по сцене. И если режиссёр может выдохнуть после премьеры, то работы у помощника режиссёра не уменьшается никогда. Именно помощник режиссера проверяет готовность всех цехов и декораций, подает сигналы осветителям и звуковикам, дает звонки в зрительный зал. Этой профессии не учат в вузах и работать здесь могут только глубоко преданные театру люди. ...

Помощник режиссера Саратовского ТЮЗа и актриса уникального амплуа отметила юбилей

Более тридцати лет своей жизни Людмила Стороженко и сама работала на сцене. Любимица саратовских детей поколения 70-80-х годов сыграла десятки ролей в ТЮЗе. Благодаря редкому и востребованному амплуа травести в золотую киселевскую эпоху Людмила Ивановна переиграла большую половину всех репертуарных девочек и мальчиков. Буратино в «Золотом ключике», Илюша в «Мальчиках», Колька в «Не стреляйте в белых лебедей», Марианна в «Новоселье в старом доме», Маленькая разбойница в «Снежной королеве», Чёрвен и Стина в легендарном ТЮЗовском спектакле «Колбаска, Боцман и другие» навсегда вошли в летопись театра. Хрупкая девушка ростом чуть меньше полутора метра и весом в 38 килограмм настолько органично играла детей, что не только зрители, но и драматурги не верили, что перед ними не ребенок, а актриса.

Офелия в Саратове

Путевку на большую сцену Людмила Стороженко получила легко. В ее родном городе Новокуйбышевске в те годы не было своего театра и школьников возили в Куйбышев и чаще всего в оперу.

В детстве я очень любила балет и сначала мечтала стать балериной, — признается Людмила Ивановна. - Но потом поняла, что с моим ростом осуществить эту мечту сложно сложно, но любовь к сцене осталась.

Идею девятиклассницы Люси Шишкиной, поступать в Саратовское театральное училище дома не поддержали. Учитель по литературе сказала, что театр — это не для Люси, и только мама согласилась ее отпустить на вступительные экзамены, с надеждой, что «все равно не поступит и вернется». Но Люся поступила.

По проспекту Кирова ездили троллейбусы, вдоль тротуаров росли огромные зеленые деревья, и в темноте казалось, что я еду по лесу или какому-то парку, — вспоминает Людмила Ивановна первую встречу с Саратовом. – На следующий день в училище я заполнила анкету и спросила у женщины ростом чуть выше меня, как тут сдают экзамены. Женщиной оказалась педагог по сценической речи Раиса Быстрякова. Взглянув сверху вниз, так будто нас разделяли десятки сантиметров, она отрезала: «деточка, если не знаешь, куда пришла, то дверь там».

- На первый экзамен я отправилась в узкой юбке-карандаше, на высоких шпильках и с 30-ти сантиметровой бабеттой на голове и читала выученную за ночь Офелию из «Гамлета». — вспоминает Людмила Ивановна. - Педагоги переглядывались, но пригласили меня на второй тур, с условием, что я уберу «осиное гнездо» с головы, приду без каблуков и подберу детский репертуар.

На счастье Людмилы ее квартирной хозяйкой в Глебучевом овраге оказалась бывшая актриса кукольного театра. От нее-то она впервые и услышала про амплуа «травести» и узнала, что такое «детский репертуар». Гардероб для следующего экзамена Люсе подбирали уже в детском мире. И нашли новый материал — отрывок о пацане, в котором нужно было петь песню «Цыпленок жареный» и плясать. Когда герой ее монолога вскакивал на бочку, находчивая девушка выхватила стул прямо из-под одного из преподавателей. И на третий тур ее почему-то опять пропустили…

Все по-настоящему

Еще студенткой Людмила Шишкина играла в репертуарных спектаклях ТЮЗа. Тогда же ей пришлось расстаться с длинной косой. С восхищением она вспоминает своих мастеров Надежду Шляпникову и Юрия Сагъянца, других педагогов театрального училища и конечно, самого Юрия Киселёва.

- Они были не просто режиссеры, а режиссеры-педагоги, - подчеркивает она. - И это потрясающе. Сейчас режиссеры другие - приехали - поставили спектакль, уехали и их больше не заботит ни жизнь театра, ни его дух. Киселев же максимально погружал артистов в роль, заставляя детально разбирать каждого персонажа. И поэтому они жили так долго и росли с каждым спектаклем, - вспоминает Людмила Ивановна.

- Это было огромное счастье и везение — учиться и работать у такого Мастера. Каждая роль на репетициях мы разбирали до микроскопических подробностей. Работать с ним было с одной стороны сложно, а с другой — просто. Каждый герой становился понятным, это были не просто роли, а человеческие судьбы. Юрий Петрович всегда говорил: «Наблюдайте за жизнью, наблюдайте за интересными людьми, схватывайте характерные черточки каждого человека, и всё отложится в вашу копилку».

Первой знаковой работой Людмилы Шишкиной стал Буратино в легендарном ТЮЗовском «Золотом ключике» и Илюша в «Мальчиках» Виктора Розова. Этот спектакль по мотивам «Братьев Карамазовых» в ТЮЗе играли много лет. Кстати, изначально Илюшу играл молодой артист, но из-за частых отъездов и телеграмм с просьбами отложить репетиции, а потом и даже перенести спекаткль. Юрий Киеселев снял его с роли.

- Прибегает ко мне в общежитие завтруппой и кричит: одевайся быстрее, сегодня вечером «Мальчики»! Ты играешь! Прибегаю, Киселев стоит с бровями домиком — это значит все! Третий звонок и меня выталкивают на сцену. Ошеров тогда сказал мне: если ты сейчас не выйдешь, ты никогда не будешь актрисой, — рассказывает Людмила Ивановна.

Позже «Мальчиков» посмотрел и сам Виктор Розов. Драматург похвалил саратовцев, но добавил, что хоть у Илюши и потрясающий тембр, он бы не рекомендовал доверять эту работу ребенку. И когда Розову сказали, что эту роль играет взрослый человек, да еще и актриса, он очень удивился.

В роли Алеши в спектакле "Мальчики"

Ради ещё одной своей любимой роли — хулигана Спирьки в «Рыжике» Людмиле Ивановне пришлось научиться курить.

- Рядом с проспектом стояла группа пацанов, и самый оторва из них смачно держал папироску. Я подошла и объяснила, что актриса и что мне нужно сыграть такого героя, как и он. Часа два этот пацан учил меня, как надо вдыхать, как бросать и топтать окурок. Но курить я не умела. Киселев посмотрел, и сказал: «все хорошо, но я тебе не верю» и что у меня есть два варианта: научиться курить или овладеть мастерством настолько, что мое «курение» будет убедительным».

Людмила Стороженко в роли Илюши в "Мальчиках"

Однажды девочка после спектакля подарила Людмиле Ивановне маленький комочек — щенка

- Отказать ребенку я не смогла, — вспоминает актриса, -. И оказывается, всё не просто так... Когда шла работа над ролью Кольки в спектакле «Не стреляйте в белых лебедей», понадобилась собака. Найти талантливого четвероного артиста и главное — ввести его в постановку всегда не просто, и актрисе лично пришлось приучать Афоню к сцене. Пес-актер прожил у Людмилы и ее супруга, тогда — актера, а сейчас художника по свету Виктора Стороженко 9 лет до рождения дочки, а потом переехал к их друзьям в частный дом.

Только за первые несколько лет в ТЮЗе Людмила Стороженко сыграла более десятка ролей. Но плата за успех для травести бывала дорогой. Для артисток этого амплуа существовал негласный запрет на материнство. Но Людмила через девять лет всё-таки решилась... Уже через три месяца после рождения дочки Маши актриса вышла на работу, но новых ролей ей не давали ещё три года.

По другую сторону сцены

Век травести короткий. Только начинаешь овладевать профессией и что-то в ней понимать, как приходится уходить. Этот этап в театре называют переходом. У перехода два варианта – либо артистка переходит дальше и играет возрастных героинь, либо навсегда покидает сцену.

Свой переход я совершила от обиды, когда всем актерам продлили контракт на пять лет, а мне на один год. Я даже хотела уйти из театра, но директор Валерий Райков уговорил – остаться и я стала помощником режиссера. Я долго привыкала смотреть на свою сцену с другой стороны, — признается она. Мне казалось, что я навсегда рассталась со сценой, но судьба повернулась иначе.

Сцена из спектакля "Колбаска, Боцман и другие" Людмила Шишкина в роли Колбаски-Чёрвен

Сегодня Людмила Стороженко ведет едва ли не половину спектаклей ТЮЗа. Особенно плодотворный творческий тандем у нее сложился с питерским режиссером Екатериной Гороховской. Их знакомство состоялось на лаборатории «Четвертая высота», где тогда еще совсем молодая Екатерина представила эскиз пронзительной драмы «Волчок» Василия Сигарева.

Из-за обилия нецензурной лексики эскиз Екатерины Гороховской Людмила Ивановна поначалу не приняла. По этой же причине от него отказались и несколько актрис. Но Гороховская уговорила ее посмотреть репетиции.

- Я поняла, что спектакль будет о другом и все то, что мне не нравится, она уберет, - говорит Людмила Ивановна.

Через год Гороховская поставила в ТЮЗе сказку-притчу «Зимы не будет» и настояла, чтобы именно Людмила Стороженко сыграла антагониста главной героини - вредную старуху Пашу Маленькую.

- Я уже несколько лет не выходила на сцену и отказывалась, но Екатерина проявила настойчивость. Работалось мне хорошо, я все понимала тем более с такой партнершей, как Любовь Кочнева. А когда наступила сдача, у меня все онемело и стало страшно. Но зрители приняли спектакль очень тепло. Все обнимали, целовали и я очень благодарна Кате, потому что я поняла природу перехода, что подход к работе тот же самый, - подчеркивает актриса.

Любовь Кочнева и Людмила Стороженко в спектакле "Зимы не будет"

Сейчас Людмила Ивановна играет в спектаклях детской студии. Ее героини - Герцогиня в «Алисе в стране чудес» и бабушка Пети в «Сказке о потерянном времени».

Если уж везет по жизни — то везёт во всем. В новом амплуа помощника режиссера Людмиле Стороженко довелось поработать с самыми разными режиссерами и в том числе и иностранцами. Разные характеры, страны, менталитет. Немца Георга Жено, с которым они ставили «Трех товарищей» она считает очень живым и рьяным. Работу с американцем Ли Бруером над «Проклятием голодающего класса» она называет интересной, но очень сложной из-за языковых барьеров. Правда, под конец репетиций оба понимали друг друга без слов.

Сцена из спектакля "Сказка о потерянном времени"

Один из самых именитых европейских режиссеров Маттиас Лангхофф, с которым она работала над спектаклем «Софокл. Эдип. Тиран», напомнил ей Юрия Киселева. - Его также волновал внутренний мир героя и артиста, работа над ролью и её разбор шла по той же школе. И в его спектакле артисты театра открылись по-новому. - объясняет Людмила Ивановна.

Свободное от работы время Людмила Стороженко проводит на даче, где у нее много роз. 

- Любуюсь, как расцветает груша или яблоня, и балдею от этого, - признается она.

14 апр 2021, 17:25 2453 Поделиться: 0
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх