14.12.19
09:39
+6°C, облачно с прояснениями, дождь
USD 65.03
EUR 71.35

Меню

14.12.19
09:39
+6°C, облачно с прояснениями, дождь
USD 65.03
EUR 71.35
12+

В театре «Версия» представили свою вариацию чеховской "Чайки"

Динамично, музыкально и со вкусом – так в нескольких словах можно охарактеризовать новую работу муниципального театра «Версия». На сцене практически нет затяжных диалогов, а актеры в том числе и силу особенностей сцены максимально приближены к зрителям

В театре «Версия» представили свою вариацию чеховской Чайки

«Чайку» неслучайно относят к основоположникам вековой традиции «русского психологического театра», где основной конфликт не нарочито выносится напоказ, а скрыт в подтекстах и репликах героев. Этот принцип Чехов заимствовал из реальной жизни, где комическое перемешивается с трагическим, а поступки персонажей внезапны, потому как их не проговаривают заранее. Из разговоров за партиями лото зрители узнают, что один из главных героев едва не застрелился, а другой успел закрутить мимолетный роман.

Премьера «Чайки» в Александринском театре Петербурга вошла в историю как один из самых ярких режиссерских провалов. Череда творческих неудач преследовала пьесу на протяжении еще нескольких лет. Основной ошибкой в ее постановке называли недостаточное внимание режиссеров к ее персонажам. В задумке Чехова личную драму переживала не только Нина Заречная, но и едва ли не все остальные герои. 

Подлинный успех пришел к «Чайке», когда постановщики освоили главный принцип Чехова: «Не нужно театральности. Просто все нужно, окончательно просто». Так, у актеров исчез излишний грим, а в мизансценах максимально упростились декорации.

После громкой премьеры в Московском художественном театре в постановке Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского «Чайка» вошла в репертуары лучших театров мира. С тех пор пьесу играли бесчисленное количество раз, при этом каждый режиссер привносил в постановку свое новое видение чеховского текста.

Среди образцовых «Чаек» спектакли МХАТа, театров Вахтангова, Моссовета, мастерской Петра Фоменко и Саратовской драмы. Согласитесь, что ставить пьесу, количество сценических вариантов которой давно перевалило за сотню, и это не считая киноработ, – дело не из легких. Но худрука «Версии» Виктора Сергиенко это не остановило. И хотя, по словам автора, путем долгих экспериментов труппа пришла к театру парадокса, «Чайка» несмотря ни на что получилась классической.

В основе спектакля все тот же мелодраматический любовный треугольник, который захватил всех героев пьесы. Не вдаваясь в пересказы сюжета, не сразу удается понять, кто и в кого влюблен. На протяжении первого действия герои умело прячут свои чувства. Отдельной строкой через спектакль проходит их страсть к искусству как к единственному способу выхода из обыденности жизни.

Звезду театра Ирину Аркадину, образы которой в разные годы воплощали самые разные актрисы, включая блистательную Ирину Муравьеву, в «Версии» сыграла Евгения Смирнова. В ее Аркадиной сливается женская находчивость и эгоизм одновременно. Беллетриста Тригорина, которого сам Чехов описывал как мужчину в возрасте между 30 и 40 годами, режиссеры не редко представляли как героя средних лет. В «Версии» его играет 35-летний Антон Титов. В отношениях с Аркадиной, которая неустанно поет дифирамбы его таланту, он явно проигрывает и кажется неудачником.

Автор фантасмагорических пьес, сын актрисы Костя Треплев не избалован ни комплиментами, ни деньгами матери. В спектакле его играет Александр Овчинников. Роль Треплева стала, по сути, его первой большой характерной работой в «Версии». Однажды на охоте он случайно убивает чайку, что дает Тригорину сюжет для новой пьесы, где счастливую и свободную девушку, подобно чайке, случайно губит один человек.

У «Чайки» Нины Заречной в исполнении Элины Сорокиной много схожего с ее предыдущими героинями - девочками-подростками, которые вступают в конфликт со всем миром. По-настоящему блистает она на сцене домашнего театра, когда играет очень странную пьесу Кости Треплева. Классические летние посиделки русской интеллигенции за игрой в лото приводят к череде проигрышей в реальной жизни. Треплев проигрывает Тригорину, Заречная – Аркадиной, Маша – Заречной, Медведенко - Треплеву. Все это приводит к трагическому финалу, и «комедия» становится драмой.

На высоте в постановке игра старшего поколения актеров - Андрея Ханжина в роли приказчика Шамраева, Игоря Абрамовича (доктор Дорн), Владимира Кабанова (Петр Сорин), Анны Мельниковой и Татьяны Чупиковой (жена приказчика, Полина Андреевна). Ярко выглядят в спектакле даже второстепенные персонажи. Слуга Яков в исполнении собирателя женских сердец Александра Котелкова не только демонстрирует накачанный торс, но и вносит в этот образ долю обаятельного комизма. Достаточно легко внешне переносит безответную любовь к Маше бедный сельский учитель Семен Медведенко. Его играет Александр Демидов. И только к финалу зрителю открывается драма этого героя. 

В постановке по-чеховски довольно простое, но стильное оформление сцены, где все очень просто и нет ничего лишнего. Удачно в игровой форме обыгрывается смена декораций и антуража. Над художественным оформлением пьесы поработал художник-постановщик Юрий Наместников из театра драмы. Отходя от чеховских принципов простоты, не поскупились в «Версии» на роскошные классические костюмы конца XIX века с пышными платьями, восхитительными прическами и изысканными аксессуарами. 

Отельных слов заслуживает музыкальная тема «Чайки», над которой поработал актер и композитор Игорь Абрамович. Оригинальную и неожиданно веселую мелодию спектакля заглушают только громкие крики чаек и звук выстрела в финале. 

В целом игра актеров получилась по-домашнему простой. И это неудивительно: в небольшом театре «Версия» давно сложилась уютная и теплая творческая обстановка, где многие зрители и актеры знакомы лично. В свой единственный профессиональный театр жители Заводского района приходят в выходные целыми семьями. И нынешняя премьера не стала исключением. Зрители благодарили актеров продолжительными овациями.

- «Поднадоевшая» «Чайка» неожиданно влетела в душу и всколыхнула в ней что-то очень доброе и забытое. Наверное, именно это и называется бессмертной классикой, - поделился впечатлениями после спектакля журналист и зритель Илья Ромащенко.

69 Поделиться: 1
наверх