29.10.20
17:45
-3°C, ясно
USD 77.55
EUR 91.26

Меню

29.10.20
17:45
-3°C, ясно
USD 77.55
EUR 91.26
12+

Однажды на Инишмаане! В ТЮЗе представили культовую постановку ирландского Тарантино

Пьесы самого неординарного представителя современной ирландской драматургии Мартина Макдонаха ворвались на российские театральные подмостки не так давно, но мгновенно стали хитами. За присущий автору черный юмор Махдонаха окрестили ирландским Тарантино драматургии. Саратовцам этот автор знаком по спектаклю «Сиротливый Запад», который на протяжении нескольких лет успешно шел в театре драмы. В начале января «Калеку с острова Инишмаан» поставили в театральной мастерской «Грани». В середине марта свою версию этой пьесы  представили и в Саратовском ТЮЗе. ...

На краю земли

О Мартине Махдонахе мир узнал в конце 90-х, когда одну из его пьес поставили на Бродвее. Сейчас Макдонаху 48-лет. Он написал девять пьес и поставил три полнометражных фильма. Среди его наград - «Оскар», «Золотой глобус» и премия «VAFTA» за заслуги в области британского и международного кинематографа, которую ему присуждали трижды.

Пьеса «Калека с острова Инишмаан» - первое произведение трилогии об Аранских островах. Расположенные у западного побережья Ирландии острова Инишмор, Инишмаан и Инишир не зря называют «краем земли». Поверхность их сформирована из известняковой гряды, а население не превышает тысячи человек. Благодаря изоляции от внешнего мира островитяне сохранили исконные ирландские традиции, они верят в леприконов и гордятся прекрасным воздухом. Еще недавно жизнь на островах не отличалась от той, что вели европейцы начала XIX-XX века. Электричество пришло сюда только в 70-х годах, а до этого энергию на островах вырабатывал генератор, подобный тому, что действовал на Соловках. Даже в наши дни на островах нет ни одной бензозаправочной станции, а топливо вместе с другими необходимыми для жизни товарами доставляют на паромах. Действие пьесы Макдонаха разворачивается на Инишмаане в 30-е годы прошлого века, когда ирландцы переживают последствия «Великой депрессии» и очередное обострение отношений с Великобританией. В это время на Аранских островах действительно снимался американский фильм «Человек из Арана» об ирландских рыбаках с местным кузнецом и чемпионом по перетягиванию каната Колманом «Тайгером» Кингом в главной роли.

На Инишмаане, где каждый знает друг друга с пеленок и любит и ненавидит одновременно, съемки фильма на соседнем острове становятся событием века. Американцы приехали снимать к нам кино, значит, нет такое уж плохое место – Ирландия – звучит рефреном через весь спектакль. Но это умозаключение не мешает героям думать о том, как вырваться с опостылевшего острова, где каждый по-своему сходит с ума. Дочка Джима Финнегана неожиданно уходит в монашки, тетушка Кейт разговаривает с камнями, мамаша Джоннипатинмайка беспробудно пьет, рыжеволосая местная девица Хелен развлекается эпатажными выходками, а ее брат Бартли достает всех разговорами о сладостях и микроскопе.

В отсутствии каких-либо развлечений за исключением кинематографа Джоннипатинмайк подслушивает чужие разговоры и пересказывает островитянам сплетни о них самих же, чем неплохо зарабатывает на жизнь. Среди немногих здравомыслящих героев выделяется рыбак малыш Бобби, местный доктор и, пожалуй, самый несчастный житель Инишмаана – калека Билли. Парень с рождения страдает двигательными нарушениями. Едва ли не каждый на острове подчеркивает его недостаток, повышая тем самым свою самооценку. Но на самом деле на Инишмаане несчастны все.

Калеки среди нас

Практически с рождения Билли живет на попечении двух странных тетушек и мечтает узнать тайну своего рождения и причину гибели родителей. И когда ему вдруг выпадает шанс изменить свою жизнь, парень готов на все, вплоть до подлога. Но манящая своей недосягаемостью американская мечта в виде голливудской фабрики грез не приносит Билли счастья. 

В ТЮЗе пьеса идет на Малой сцене, камерная обстановка которой придает и без того динамичному сюжету остроты. В постановке известного саратовцам екатеринбургского режиссера Ильи Ротенберга герои Макдонаха получились не просто яркими, но и очень колоритными. Чего только стоит мамаша Джоннипатинмайка. Ее блестяще играет народная артистка России Светлана Лаврентьева (Ошерова). Умело пользуется зрительскими эмоциями ее трусливый и циничный неудачник сын по прозвищу Пустозвон в исполнении Алексея Роточкова. Его персонаж вызывает логичное отвращение, затем  неожиданно удивляет. Оказывается, что именно Джонни является спасителем Билли, причем дважды. В первый раз, когда он рассказывает вымышленную историю о родителях парня и второй – когда выясняется его собственная роль в ней. 

Меняется к финалу и гиперагрессивная, неуравновешенная и жестокая Хелен Ирины Протасовой. Перебив пару десятков настоящих и бутафорских яиц, часть из которых к ужасу публики летела в зрительный зал, она оказалась способной разглядеть в Билли парня, которого может полюбить.

Не идеален и противоречив сам Билли. Лишь в финале выясняется реальная причина его возвращения на Родину. Нелегко в этой связи приходится исполнителю главной роли, выпускнику мастерской нынешнего директора ТЮЗа Игоря Баголея – актеру Евгению Сафонову. Согласитесь, что вжиться в роль калеки, который сожалеет о том, что не смог сыграть роль калеки в кино и поэтому вместо него взяли нормального артиста – это полный сюрреализм.

Авторская интерпретация того, что искалеченный физически главный герой душевно остается самым здоровым в пьесе звучит немного наивно, хотя, возможно, это тоже часть фирменного черного юмора Макдонаха. Отдельных слов заслуживает музыкальная тема спектакля и оформление сцены, например лодка с со световым крестом с надписью «близок к концу», символизирующая жизнь Билли в Америке.

Несмотря на то, что в других театрах «Калека с острова Инишман» идет с возрастным цензом «18+», в ТЮЗе - это классическая постановка выдержана в духе киселевских традиций с вхождением молодого человека во взрослую жизнь. По словам Ильи Ротенберга, в современных театрах очень мало пьес про людей с ограниченными возможностями, в русской культуре нет такой темы. Поэтому «Калека с острова Инишмаан» - это тот спектакль, через который обычные люди могут «посмотреть на мир глазами именно такого человека и что-то понять и это важное дело». Осуществится ли режиссерский замысел в полной мере пока неизвестно, но то, что процесс прошел – очевидно. На главный прогон авторы пригласили воспитанников известного саратовского тренера по адаптивному спорту Таисии Борисовой. После спектакля ребята с ограниченными возможностями поднялись на сцену и, судя по их счастливым улыбкам, открыли нам свой мир.

КСТАТИ

  • Единственный в мире международный театральный фестиваль Мартина Макдонаха проходит в с 2014 года в России. Авторы идеи и организаторы – пермский театр «У Моста». Участниками фестиваля уже были театры из Чехии, Германии, Австрии, Польши, других стран, включая МХТ, Театр Армена Джигарханяна, питерский БДТ имени Товстоногова.
  • Переводчики русского варианта пьесы заменили названия выдуманных Мадкдонахом сладостей на более привычные вроде «чупачупса», «хубабубы» и «ментоса».

 

14 марта 2019, 15:00 290 Поделиться: 0
наверх