Пьесу «Свидетель обвинения» Агата Кристи написала еще в конце 40-х годов. Практически сразу ее экранизировал канал ВВС, затем играли в Ноттингеме, Лондоне и даже на Бродвее. История обаятельного Леонарда Воула и знаменитого адвоката Уилфрида Робартса настолько понравилась публике, что экранизации и театральные постановки следовали одна за другой. И по сей день самым успешным в кино считается культовый фильм Билли Уайлдера (1957) с Марлен Дитрих в главной роли. В списке удачных постановок нашего времени - спектакль МХТ имени Чехова с Ринатой Литвиновой, Евгенией Добровольской и Игорем Верником. Несколько лет назад его показывали как раз на сцене нашего театра драмы.
На фоне таких громких постановок создателям саратовской версии спектакля предстояло сыграть знакомую многим историю настолько динамично и интригующе, чтобы это было интересно даже искушенным зрителям. Еще одна сложность в постановке произведений Агаты Кристи, в том, что ее тексты строятся на мелких и подчас внешне скучноватых для зрителей деталях. Но сократив что-либо или упустив, постановщики рискуют нарушить дальнейшее расследование. Впрочем, команду Эльвиры Данилиной никакие трудности не остановили.
В Лондоне, где происходит громкое убийство состоятельной дамы Эмили Френч, символически звучат песни Марлен Дитрих. Миловидная и элегантная секретарша сэра Уилфрида Грета (в исполнении Александры Коваленко) в перерывах между приготовлением крепкого английского чая выстраивает психологические портреты клиентов. Пока лондонские газеты обсуждают убийство, в Скотланд-Ярд является главный подозреваемый - новоиспеченный друг убитой Леонард Воул. Его играет очень милый голубоглазый парень Дмитрий Кривоносов. Странная дружба обаятельного, но бедного молодого героя с немолодой, но богатой женщиной многим не внушает доверия. Не в пользу Воула и тот факт, что погибшая отписала ему свое наследство.
По английским законам того времени убийце грозит смертная казнь. Но Леонард уверяет, что невиновен. Спасти его могут только показания его жены - немки Ромейн (в исполнении Татьяны Родиновой) и самого лучшего адвоката Лондона. Уилфрид Робартс в исполнении Юрия Кудинова обладает глубоким лондонским тембром, как истинный английский сэр, неспешно раскуривает сигару. И он готов вытащить Леонарда. Но у защиты есть серьезные противники – королевский обвинитель Майерс (в образе Андрея Седова) и грубоватая компаньонка Мисс Френч – Дженет Маккензи, которую играет Светлана Москвина.
Убийца - Леонард Воул, или английский суд хочет приговорить к смерти невиновного? Этим вопросом на протяжении всего спектакля задаются те из зрителей, кому посчастливилось быть незнакомыми с этим детективом Агаты Кристи. Посчастливилось, потому что открывать это произведение в постановке Эльвиры Данилиной действительно интересно. Новые факты, важные улики, внезапные свидетели и тонкий юмор добавляют динамики в сюжет. Таким образом, на первое место в этой истории выходит не преступление и наказание, а схватка правды и лжи в противостоянии мужчины и женщины. Все это приводит к неожиданным последствиям и непредсказуемому мелодраматическому финалу.
Благодаря удачным художественным решениям Юрия Наместникова все события пьесы умещаются в двух декорациях. Так, кресла из приемной сэра Робартса при необходимости легко трансформируются в скамьи Лондонского суда. Часть событий, остающихся за кадром, зрителям оригинально транслируют на большой экран. Несмотря на то, что создатели делают акцент на классическую Агату Кристи, с антуражем туманного Альбиона середины прошлого века, и обозначают свой жанр как «чисто английский детектив», в некоторых моментах они отходят от классики и вносят в пьесу более яркие краски. Так, выдержанные в стиле 50-х годов XX века костюмы героинь дополняются яркими голливудскими нарядами и аксессуарами. Чувствуется, что за всем этим стоит не просто режиссер, но еще и стильная и профессиональная актриса. Зрители покидали почти трехчасовой спектакль под впечатлением.
За кулисами Эльвира Данилина слегка приоткрыла свои секреты.
- Еще в детстве я перечитала все книги Агаты Кристи, и конечно, мечтала воплотить одно из ее произведений на сцене. Когда актеры говорили мне, что тот или иной момент просто невозможно сыграть, я отвечала им: ничего подобного! И бралась за дело сама, - призналась актриса.
В новом спектакле также играют актеры Саратовской драмы: Александр Каспаров, Валерий Ерофеев, Валерий Малинин, Екатерина Ледяева и Александр Фильянов.