25.04.24
01:36
°C,
USD 93.29
EUR 99.56

Меню

25.04.24
01:36
°C,
USD 93.29
EUR 99.56
12+

Артисты из Узбекистана удивили саратовцев неожиданным прочтением классики

Гротесковое превращение человека в насекомое и искания современного Гамлета у психотерапевта – такого нетеатрального поворота на сцене не ожидали даже самые искушенные театралы Саратова. Спектакли Государственного Молодежного театра Узбекистана прошли на сцене саратовской драмы при аншлаге.

Артисты из Узбекистана удивили саратовцев неожиданным прочтением классики

Визит узбекских актеров в Саратов состоялся благодаря зарубежному направлению федерального проекта «Большие гастроли» и стал действительно громким событием уходящего сезона. Артисты из солнечного Ташкента привезли в наш город две премьеры – драму «Alone» и шекспировский «Сны Гамлета» в обработке современного драматурга Нины Мазур. До Саратова обе постановки сыграли менее 10 раз. Об этом и многом другом ташкентские актеры рассказали на пресс-конференции для саратовских журналистов.

– Думали, что уехали от своей жары, а попали в жару вашу, – с улыбкой сообщила актриса и педагог Лейла Сейд-Оглы.

Актриса рассказала, что из-за ремонта в здании ташкентского театра коллектив не смог показать постановки с национальными танцами, для которых требуются технически сложные декорации.

Как русскоязычный театр МТУ делает ставку на русскую классику в репертуаре и активно работает с российскими режиссерами. Примером такого сотрудничества стала премьера спектакля «Alone» в ноябре прошлого года. Его режиссер – замдекана факультета актерского искусства и режиссуры питерского Института сценических искусств актер Игорь Качаев, известный мастер хореографических постановок. За плечами Качаева свыше 50 пластических спектаклей как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье. «Alone» получил высокие оценки критиков и, судя по реакции зала, впечатлил и саратовцев.

Артисты из Узбекистана удивили саратовцев неожиданным прочтением классики

Мрачная и трагическая фантасмагория по одному из самых абсурдных произведений XX века – новелле «Превращение» Франца Кафки – в прочтении Игоря Качаева приобретает комическое звучание. Но это ничуть не умаляет глубокий философский смысл пьесы.

Добрый и жертвенный коммивояжер Грегор Замза однажды утром просыпается в теле насекомого, теряет речь и больше не может обеспечивать семью. За всю историю театра лишь немногие решались на постановку этой неоднозначной и сценически сложной новеллы. Среди них столичный театр имени Вахтангова, где главного героя сыграл Владислав Демченко, и драматический театр на Вернадского, где роль Грегора воплотил Павел Фартуков. Обе работы получились интересными, но поистине переродиться в огромное насекомое на сцене получилось только у актера ташкентской «Молодежки» Анвара Картаева. Пластичность и органика Картаева в образе человека-жука настолько сильна, что у зрителей возникает то самое отвращение, которое многие испытывают, глядя на гигантского паука или таракана. Кстати, изначально планировалось, что Грегора Замзу сыграет недавний выпускник школы-студии МТУ – 25-летний Руслан Мамадалиев, а Анвар Картаев должен был сыграть роль его отца, но потом режиссер сделал все наоборот. Гротесковое перевоплощение Руслана во взрослого главу семейства – еще одна оригинальная режиссерская находка, которая задает оригинальный тон спектакля.

Атмосферу трагичности и абсурда усиливает музыка пианиста и композитора Руслана Волкова, которую он играет прямо на сцене. Под оригинальные звуки его рояля герои открывают и закрывают дверь в комнату Грегора.

Артисты из Узбекистана удивили саратовцев неожиданным прочтением классики

Впрочем, на грани абсурда и трагедии в этом спектакле играют и все остальные герои этой странной истории. Истеричный отец – тот самый Руслан Мамадалиев, любящая, но, по сути, равнодушная мать – Лейла Сейд-Оглы, заботливая, но по факту жестокая сестра – Сабина Асанова – передают внутренний мир своих персонажей в каждом движении, интонации и взгляде. Являясь людьми, семья, прислуга, сослуживцы и квартиранты Грегора Замзы, напоминают кукол или винтиков из какой-то механической системы.

К финалу сумасшедший семейный ансамбль окончательно теряет моральный облик. Сохранить по-настоящему человеческие черты в этом мире удается только самому Грегору. Словом «Аlone», что в переводе с английского означает «в одиночестве» и которым режиссер заменил оригинальное название новеллы Кафки, подчеркивает главный акцент спектакля – о том, как страшно быть одиноким среди родных людей.

Артисты из Узбекистана удивили саратовцев неожиданным прочтением классики

Вторая премьера МТУ – «Сны Гамлета» в постановке дочери худрука театра Камилы Абдурахмановой завершила «Большие гастроли». Особенность постановки в том, что главный герой – это современный человек, который видит события с шекспировским Гамлетом во сне. В итоге ответ на извечное «быть или не быть?» Гамлет наших дней пытается найти вместе со своим психотерапевтом. Моноспектакль Нины Мазур в версии «Молодежки» стал синтетическим сплавом нескольких сюжетных линий и приобрел дополнительных действующих лиц. Исполнитель главной роли – актер Анастасис Димиропулос признался, что не читал классического «Гамлета» и не ожидал, что это может быть так интересно. Мнение Анастасиса разделили его друзья и саратовцы, которые также приняли постановку ташкентцев очень тепло. Эпичности спектаклю добавили сокращенные, но все равно мощные шекспировские цитаты. Как и в «Alone», в «Снах Гамлета» много пластики, которая в сочетании с природным восточным шармом придала пьесе новые краски.

Справка СП

Старейший в Средний Азии, Молодежный театр Узбекистана (МТУ) является преемником Ташкентского ТЮЗа и в следующем году отметит 90-летний юбилей. МТУ, или как его называют, «Молодежка», славится спектаклями в жанре психологической пластики. Актеры МТУ одинаково тонко выражают эмоции своих героев как приемами тонкой драматической игры, так и мимикой и танцами.

Большая часть труппы – это воспитанники школы-студии при театре, основателем которой является нынешний худрук МТУ Наби Абдурахманов. Благодаря чему у коллектива выработался свой собственный творческий стиль и язык общения со зрителем.

Валерия НОВИКОВА, Фото автора и Молодежного театра Узбекистана

 

24 июня 2022, 16:22 6835 Поделиться: 0
Артисты из Узбекистана удивили саратовцев неожиданным прочтением классики
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх