Визит узбекских актеров в Саратов состоялся благодаря зарубежному направлению федерального проекта «Большие гастроли» и стал действительно громким событием уходящего сезона. Артисты из солнечного Ташкента привезли в наш город две премьеры – драму «Alone» и шекспировский «Сны Гамлета» в обработке современного драматурга Нины Мазур. До Саратова обе постановки сыграли менее 10 раз. Об этом и многом другом ташкентские актеры рассказали на пресс-конференции для саратовских журналистов.
– Думали, что уехали от своей жары, а попали в жару вашу, – с улыбкой сообщила актриса и педагог Лейла Сейд-Оглы.
Актриса рассказала, что из-за ремонта в здании ташкентского театра коллектив не смог показать постановки с национальными танцами, для которых требуются технически сложные декорации.
Как русскоязычный театр МТУ делает ставку на русскую классику в репертуаре и активно работает с российскими режиссерами. Примером такого сотрудничества стала премьера спектакля «Alone» в ноябре прошлого года. Его режиссер – замдекана факультета актерского искусства и режиссуры питерского Института сценических искусств актер Игорь Качаев, известный мастер хореографических постановок. За плечами Качаева свыше 50 пластических спектаклей как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье. «Alone» получил высокие оценки критиков и, судя по реакции зала, впечатлил и саратовцев.
Мрачная и трагическая фантасмагория по одному из самых абсурдных произведений XX века – новелле «Превращение» Франца Кафки – в прочтении Игоря Качаева приобретает комическое звучание. Но это ничуть не умаляет глубокий философский смысл пьесы.
Добрый и жертвенный коммивояжер Грегор Замза однажды утром просыпается в теле насекомого, теряет речь и больше не может обеспечивать семью. За всю историю театра лишь немногие решались на постановку этой неоднозначной и сценически сложной новеллы. Среди них столичный театр имени Вахтангова, где главного героя сыграл Владислав Демченко, и драматический театр на Вернадского, где роль Грегора воплотил Павел Фартуков. Обе работы получились интересными, но поистине переродиться в огромное насекомое на сцене получилось только у актера ташкентской «Молодежки» Анвара Картаева. Пластичность и органика Картаева в образе человека-жука настолько сильна, что у зрителей возникает то самое отвращение, которое многие испытывают, глядя на гигантского паука или таракана. Кстати, изначально планировалось, что Грегора Замзу сыграет недавний выпускник школы-студии МТУ – 25-летний Руслан Мамадалиев, а Анвар Картаев должен был сыграть роль его отца, но потом режиссер сделал все наоборот. Гротесковое перевоплощение Руслана во взрослого главу семейства – еще одна оригинальная режиссерская находка, которая задает оригинальный тон спектакля.
Атмосферу трагичности и абсурда усиливает музыка пианиста и композитора Руслана Волкова, которую он играет прямо на сцене. Под оригинальные звуки его рояля герои открывают и закрывают дверь в комнату Грегора.
Впрочем, на грани абсурда и трагедии в этом спектакле играют и все остальные герои этой странной истории. Истеричный отец – тот самый Руслан Мамадалиев, любящая, но, по сути, равнодушная мать – Лейла Сейд-Оглы, заботливая, но по факту жестокая сестра – Сабина Асанова – передают внутренний мир своих персонажей в каждом движении, интонации и взгляде. Являясь людьми, семья, прислуга, сослуживцы и квартиранты Грегора Замзы, напоминают кукол или винтиков из какой-то механической системы.
К финалу сумасшедший семейный ансамбль окончательно теряет моральный облик. Сохранить по-настоящему человеческие черты в этом мире удается только самому Грегору. Словом «Аlone», что в переводе с английского означает «в одиночестве» и которым режиссер заменил оригинальное название новеллы Кафки, подчеркивает главный акцент спектакля – о том, как страшно быть одиноким среди родных людей.
Вторая премьера МТУ – «Сны Гамлета» в постановке дочери худрука театра Камилы Абдурахмановой завершила «Большие гастроли». Особенность постановки в том, что главный герой – это современный человек, который видит события с шекспировским Гамлетом во сне. В итоге ответ на извечное «быть или не быть?» Гамлет наших дней пытается найти вместе со своим психотерапевтом. Моноспектакль Нины Мазур в версии «Молодежки» стал синтетическим сплавом нескольких сюжетных линий и приобрел дополнительных действующих лиц. Исполнитель главной роли – актер Анастасис Димиропулос признался, что не читал классического «Гамлета» и не ожидал, что это может быть так интересно. Мнение Анастасиса разделили его друзья и саратовцы, которые также приняли постановку ташкентцев очень тепло. Эпичности спектаклю добавили сокращенные, но все равно мощные шекспировские цитаты. Как и в «Alone», в «Снах Гамлета» много пластики, которая в сочетании с природным восточным шармом придала пьесе новые краски.
Справка СП
Старейший в Средний Азии, Молодежный театр Узбекистана (МТУ) является преемником Ташкентского ТЮЗа и в следующем году отметит 90-летний юбилей. МТУ, или как его называют, «Молодежка», славится спектаклями в жанре психологической пластики. Актеры МТУ одинаково тонко выражают эмоции своих героев как приемами тонкой драматической игры, так и мимикой и танцами.
Большая часть труппы – это воспитанники школы-студии при театре, основателем которой является нынешний худрук МТУ Наби Абдурахманов. Благодаря чему у коллектива выработался свой собственный творческий стиль и язык общения со зрителем.
Валерия НОВИКОВА, Фото автора и Молодежного театра Узбекистана