22 января 2020 года № 89
Об утверждении Порядка проведения анализа и мониторинга финансового
состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности
обеспечения исполнения обязательств принципала по муниципальной
гарантии, определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии
В соответствии со статьями 115.2, 115.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить Порядок проведения анализа и мониторинга финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по муниципальной гарантии, определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии (приложение).
2. Комитету по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования «Город Саратов» опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по экономическим вопросам.
Глава муниципального образования
«Город Саратов» М.А. Исаев
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
«Город Саратов»
от 22 января 2020 года № 89
Порядок
проведения анализа и мониторинга финансового состояния принципала,
проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения
исполнения обязательств принципала по муниципальной гарантии,
определения минимального объема(суммы) обеспечения исполнения
обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования
гаранта к принципалу по муниципальной гарантии
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьями 115.2, 115.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру проведения анализа финансового состояния организации, претендующей на получение муниципальной гарантии муниципального образования «Город Саратов» (далее - муниципальная гарантия), проведения проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала, предоставляемого при предоставлении муниципальной гарантии, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии, определяет минимальный объем (сумму) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии (далее – Порядок).
2. Проведение анализа финансового состояния принципала
2.1. Финансовые показатели и документы, необходимые для их расчета.
2.1.1. Анализ финансового состояния организации в целях предоставления муниципальной гарантии в обеспечение обязательств такой организации перед кредиторами (далее – принципал) проводится на основании оценки следующих финансовых показателей:
- стоимость чистых активов (К1);
- коэффициент покрытия основных средств собственными средствами (К2);
- коэффициент текущей ликвидности (К3);
- рентабельность продаж (К4);
- норма чистой прибыли (К5).
2.1.2. Расчет финансовых показателей осуществляется на основании следующих документов:
- копия бухгалтерского баланса;
- копия отчета о финансовых результатах;
- расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности к представленной бухгалтерской отчетности с указанием дат возникновения;
- аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности принципала (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат ежегодной аудиторской проверке).
2.1.3. Период, за который проводится анализ финансового состояния, включает:
а) последний отчетный период текущего года (последний отчетный период);
б) предыдущий финансовый год (2-й отчетный период);
в) год, предшествующий предыдущему финансовому году (1-й отчетный период).
2.1.4. Анализ финансового состояния принципала осуществляется комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Комитет) в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной гарантии с приложенным комплектом документов согласно перечню, установленному Порядком предоставления муниципальных гарантий муниципального образования «Город Саратов» и настоящим Порядком.
2.2. Методика расчета финансовых показателей.
2.2.1. В целях анализа финансового состояния принципала стоимость чистых активов принципала (К1) по состоянию на конец каждого отчетного периода определяется по формуле:
К1 = СА - ДО – КО + ДБП, где:
СА - совокупные активы (код строки бухгалтерского баланса 1600);
ДО - долгосрочные обязательства (код строки бухгалтерского баланса 1400);
КО - краткосрочные обязательства (код строки бухгалтерского баланса 1500);
ДБП - доходы будущих периодов (код строки бухгалтерского баланса 1530).
2.2.2. Финансовое состояние принципала признается неудовлетворительным (при этом дальнейший расчет показателей К2, К3, К4 и К5 не осуществляется) в следующих случаях:
а) по состоянию на конец 1-го и 2-го отчетных периодов стоимость чистых активов принципала составляла величину менее его уставного капитала и на конец последнего отчетного периода принципал не увеличил стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо не уменьшил уставный капитал до величины чистых активов;
б) по состоянию на конец последнего отчетного периода стоимость чистых активов принципала меньше определенного законодательством минимального размера уставного капитала.
2.2.3. При удовлетворительном результате анализа величины чистых активов принципала производится расчет показателей К2, К3, К4 и К5.
2.2.4. Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами (К2) характеризует необходимость продажи организацией своих основных средств для осуществления полного расчета с кредиторами.
Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по формуле:
, где:
СК - собственный капитал (код строки 1300 (на начало отчетного периода (далее - н.п.) + код строки 1300 (на конец отчетного периода (далее - к.п.);
ДБП - доходы будущих периодов (код строки 1530 (н.п.) + код строки 1530 (к.п.);
ОС - основные средства (код строки 1150 (н.п.) + код строки 1150 (к.п.).
2.2.5. Коэффициент текущей ликвидности (К3) показывает достаточность оборотных средств организации для погашения своих текущих обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по формуле:
, где:
ОА - оборотные активы (код строки 1200 (н.п.) + код строки 1200 (к.п.);
ТО - текущие обязательства (код строки 1510 (н.п.) + код строки 1510 (к.п.) + код строки 1520 (н.п.) + код строки 1520 (к.п.) + код строки 1540 (н.п.) + код строки 1540 (к.п.) + код строки 1550 (н.п.) + код строки 1550 (к.п.).
2.2.6. Рентабельность продаж (К4) - доля прибыли от продаж в объеме продаж. Характеризует степень эффективности основной деятельности организации.
Рентабельность продаж рассчитывается по данным отчета о финансовых результатах по следующей формуле:
а) для каждого отчетного периода:
, где:
П - прибыль от продаж (код строки 2200);
В - выручка (код строки 2110);
б) для всего анализируемого периода:
, где:
П - прибыль от продаж (код строки 22001 + код строки 22002 + код строки 22003);
В - выручка (код строки 21101 + код строки 21102 + код строки 21103), где 1 - 1-й отчетный период, 2 - 2-й отчетный период, 3 - последний отчетный период.
2.2.7. Норма чистой прибыли (К5) - доля чистой прибыли в объеме продаж. Характеризует общую экономическую эффективность деятельности организации.
Норма чистой прибыли рассчитывается по данным отчета о финансовых результатах по формуле:
а) для каждого отчетного периода:
, где:
ЧП - чистая прибыль (код строки 2400),
В - выручка (код строки 2110);
б) для всего анализируемого периода:
, где:
ЧП - чистая прибыль (код строки 24001 + код строки 24002 + код строки 24003);
В - выручка (код строки 21101 + код строки 21102 + код строки 21103), где 1 - 1-й отчетный период, 2 - 2-й отчетный период, 3 - последний отчетный период.
2.3. Оценка финансового состояния принципала.
2.3.1. Оценка расчетных значений показателей заключается в их соотнесении со следующими допустимыми значениями (при этом расчетные значения показателей К2, К3, К4 и К5 округляются до третьего знака после запятой):
-
Показатель
Допустимое значение
К2
больше или равно 1
К3
больше или равно 1
К4
больше или равно 0
К5
больше или равно 0
2.3.2. В случае, если при расчете показателя значение знаменателя в формуле оказывается равным нулю, его значение условно принимается равным 1 рублю.
2.3.3. Вывод об удовлетворительном значении показателей делается при их допустимом значении:
- для показателей К2 и К3 используются средние за отчетный период значения;
- для показателей К4 и К5 используются значения, рассчитанные для всего анализируемого периода.
2.3.4. Финансовое состояние принципала признается удовлетворительным в случае удовлетворительного результата анализа величины чистых активов (К1) принципала, при условии, что в отношении каждого из показателей К2, К3, К4 и К5 сделан вывод о удовлетворительном значении в анализируемом периоде.
В иных случаях финансовое состояние принципала признается неудовлетворительным.
2.3.5. По результатам проведения анализа финансового состояния принципала Комитет оформляет заключение о финансовом состоянии принципала (приложение № 1 к Порядку) и направляет в комиссию по отбору юридических лиц на получение муниципальных гарантий.
2.4. Мониторинг финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии.
2.4.1. Мониторинг финансового состояния принципала осуществляется Комитетом в целях периодической оценки финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии в течение всего срока действия муниципальной гарантии. Мониторинг проводится по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой принципалом до 15 апреля текущего финансового года, в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов в соответствии с пунктами 2.2-2.4 настоящего Порядка.
2.4.2. По результатам мониторинга Комитет подготавливает заключение о финансовом состоянии принципала (приложение № 1 к Порядку) и после подписания направляет его принципалу.
3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения
исполнения обязательств принципала при предоставлении муниципальной
гарантии, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии, определение минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии
3.1. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала необходима при предоставлении муниципальной гарантии, а также для осуществления контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии.
3.2. В качестве обеспечения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или какой-либо части гарантии может приниматься один или несколько из следующих видов обеспечения:
- государственная или муниципальная гарантия;
- поручительство юридического лица;
- банковская гарантия кредитной организации, не являющейся кредитором принципала по кредиту, обеспечиваемому гарантией;
- залог имущества принципала или третьего лица.
3.3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала в части банковской гарантии и поручительства проводится в целях:
- принятия решения о предоставлении муниципальной гарантии;
- подтверждения достаточности обеспечения исполнения обязательств принципала в части банковской гарантии, поручительства по договорам об обеспечении исполнения возможных обязательств принципала в течение действия предоставленной муниципальной гарантии.
3.4. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала в части банковской гарантии и поручительства осуществляется в соответствии с пунктами 2.2-2.4 настоящего Порядка.
3.5. Для оценки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения гарантом (поручителем) в Комитет представляются следующие документы:
- письмо организации (гаранта/поручителя) о согласии выступить гарантом (поручителем) по обязательствам принципала;
- нотариально заверенные копии учредительных документов организации (гаранта/поручителя), включая приложения и изменения;
- нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об организации (гаранте/поручителе) как юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа организации (гаранта/поручителя) или иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени организации (гаранта/поручителя) и главного бухгалтера организации (гаранта/поручителя) (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия трудового договора (контракта), доверенность и др.), а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати организации (при наличии);
- нотариально заверенная копия документа, подтверждающего согласие уполномоченного органа управления организации (гаранта/поручителя) на совершение сделки по предоставлению банковской гарантии (поручительство) в обеспечение исполнения обязательств принципала (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами организации);
- справка налогового органа о состоянии расчетов организации (гаранта/поручителя) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов, обязательных платежей;
- справка территориального органа Федеральной налоговой службы, подтверждающая, что в отношении организации (гаранта/поручителя) не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и не введена процедура банкротства в установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) порядке;
- нотариально заверенная копия лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций (для гаранта);
- бухгалтерский баланс организации и отчет о прибылях и убытках за последний год, предшествующий году обращения принципала с заявлением о предоставлении муниципальной гарантии (на каждую отчетную (квартальную) дату) и последнюю отчетную дату;
- расчет собственных средств (капитала) организации (гаранта/поручителя) и показатели обязательных экономических нормативов за последние три года, предшествующих году обращения принципала с заявлением о предоставлении муниципальной гарантии (последний год - поквартально), с приведением диапазона допустимых значений;
- справка Центрального банка Российской Федерации о выполнении кредитной организацией в течение последнего полугодия обязательных резервных требований Центрального банка Российской Федерации, об отсутствии задержек в оплате расчетных документов, о том, что к кредитной организации не применяются меры по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, не назначена временная администрация (для гаранта);
- документы, подтверждающие согласование Центральным банком Российской Федерации кандидатур уполномоченных должностных лиц (для гаранта).
3.6. Представляемые в соответствии с настоящим Порядком документы должны быть подписаны или заверены (за исключением нотариально заверенных копий) уполномоченным лицом, подпись которого должна быть скреплена печатью соответствующего юридического лица (при наличии).
Документы и иные материалы, полученные Комитетом в соответствии с настоящим Порядком, не возвращаются.
3.7. Минимальный объем (сумма) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии муниципального образования «Город Саратов» должен быть 100 процентов объема (суммы) предоставленной муниципальной гарантии муниципального образования «Город Саратов».
3.8. Обеспечение исполнения обязательств принципала в части банковской гарантии (поручительство) по договорам об обеспечении исполнения возможных обязательств принципала признается достаточным, если по результатам проверки:
- финансовое состояние гаранта (поручителя) является хорошим или удовлетворительным;
- оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии (поручительство) признается надежной;
- размер обеспечения исполнения обязательств принципала составляет 100 процентов суммы предоставляемой муниципальной гарантии.
3.9. Обеспечение исполнения обязательств принципала в части банковской гарантии (поручительство) по договорам об исполнении возможных обязательств принципала признается недостаточным при несоблюдении хотя бы одного из условий, указанных в пункте 3.8 настоящего Порядка.
3.10. По итогам проведения проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения банковской гарантии и поручительства, предоставляемые принципалом в качестве обеспечения при предоставлении муниципальных гарантий, Комитет оформляет заключение о достаточности обеспечения исполнения обязательств принципала (приложение № 2 к Порядку).
3.11. В случаях выявления недостаточности обеспечения исполнения обязательств принципала в части банковской гарантии и поручительства Комитет направляет в адрес принципала, гаранта или поручителя уведомление о недостаточности обеспечения исполнения обязательств принципала с требованием предоставления иного или дополнительного обеспечения.
3.12. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальных гарантий проводится не реже одного раза в год в соответствии с пунктами 2.2-2.4, 3.6-3.11 настоящего Порядка.
Председатель комитета по финансам
администрации муниципального
образования «Город Саратов» А.С. Струков
Приложение № 1 к Порядку
Форма заключения
Заключение
по результатам анализа финансового состояния принципала
Анализ финансового состояния _________________________________
(наименование принципала, ИНН, ОГРН)
проведен за период _________________________________________________
Результаты оценки финансового состояния принципала
Показатель |
Значение |
Допустимое значение |
Вывод |
||
____ г. (1-й отчетный период) |
____ г. (2-й отчетный период) |
____ г. (последний отчетный период) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Стоимость чистых активов К1 <1>
|
|
|
|
не менее величины уставного капитала на последнюю отчетную дату или менее величины уставного капитала в течение периода, не превышающего два последних финансовых года, но в любом случае не менее определенного законом минимального размера уставного капитала на конец последнего отчетного периода
|
|
справочно: величина уставного капитала <1>
|
|
|
|
|
|
определенный законодательством минимальный размер уставного капитала <1> |
X |
X |
|
|
|
Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами К2 <2>
|
|
|
|
больше или равно 1 |
|
Коэффициент текущей ликвидности К3 <2>
|
|
|
|
больше или равно 1 |
|
Рентабельность продаж в отчетном периоде К4 |
|
|
|
больше или равно 0 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рентабельность продаж в анализируемом периоде К4
|
|
|
|
больше или равно 0 |
|
Норма чистой прибыли в отчетном периоде К5
|
|
|
|
больше или равно 0 |
|
Норма чистой прибыли в анализируемом периоде К5 |
|
|
|
больше или равно 0 |
|
____________________________
<1> на конец отчетного периода;
<2> указываются средние за отчетный период значения
Заключение: __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Наименование
должности руководителя ______________________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
__________________
(дата)
Приложение № 2 к Порядку
Форма заключения
Заключение
№ ____ от «__»________ 20__ г.
о проверке достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала, предоставляемого при предоставлении муниципальных гарантий муниципального образования «Город Саратов»
_________________________________________________________________ (полное наименование организации (гаранта/поручителя)
Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» по результатам проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого при предоставлении муниципальных гарантий муниципального образования «Город Саратов», части банковской гарантии (поручительства) по договору от «___» _________ 20__ года № ____ об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии от «___»_____________ 20__ года № _____ (далее – Договор об обеспечении), проведенной в соответствии с Порядком проведения анализа и мониторинга финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по муниципальной гарантии, определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии, считает обеспечение по Договору об обеспечении _____________________________ для принятия в качестве обеспечения (достаточным, недостаточным) гарантируемых обязательств на сумму ___________ (указывается сумма поручительства по Договору об обеспечении).
Наименование должности
руководителя __________________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
_________________
(дата)