18.04.24
07:22
°C,
USD 94.07
EUR 99.93

Меню

18.04.24
07:22
°C,
USD 94.07
EUR 99.93
12+

Саратовский волшебник доброго кино, или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных

«СП» продолжает рассказывать о наших творческих земляках, которые оставили след в искусстве. И один из таких - человек кинематографического века - Александр Згуриди.  

Саратовский волшебник доброго кино,  или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных

В этом году передаче «В мире животных» исполнилось бы 55 лет! И хотя легендарная программа закрыта, она навсегда вошла в историю советского телевидения как один из лучших его проектов. Мало кто знает, что ее создал наш земляк – режиссер-документалист, лауреат трех Сталинских премий, народный артист СССР Александр Згуриди. Он первым среди советских режиссеров показал диких зверей в их естественной среде обитания и стал одним из создателей жанра научно-документального кино.

За годы творчества Александр Михайлович создал около 20 полнометражных фильмов и огромное количество короткометражек. И практически за все свои работы получил призы престижнейших советских и международных кинофестивалей.

Саратовский грек

Александр Згуриди родился в начале прошлого века в семье известного саратовского коммерсанта Михаила Александровича Згуриди. Богатое семейство, по одним данным, проживало в особняке по улице Царицынской, а по другим - в квартире на Немецкой, по соседству с собственным табачным магазином (сейчас на месте табачной лавки Згуриди возвышается многоэтажка с банком и ювелирным салоном).

Помимо табачного бизнеса Михаил Згуриди имел несколько пароходов, которые называл именами своих детей - Ариадна, Афина, Клеопатра и Александр. Суда перевозили пассажиров из Саратова, от Князевского взвоза, в Покровск. Два из них позже переименовали в «Саратов» и «Энгельс». «Саратов» перевозил людей вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Саратовский волшебник доброго кино,  или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных

Пароход "Клеопатра" на Волге

Александру едва исполнилось шесть месяцев, когда от отита умерла его мать. Через объявление в городской газете Михаил Згуриди нашел малышу няню-гречанку. Позже Александр Михайлович вспоминал, что у нее был только один недостаток – женщина любила выпить.

Единственного в семье мальчика отдали в коммерческое училище. Саша хорошо учился и делал успехи в изучении основ торговли, законодательства и иностранных языков. Михаил Александрович планировал, что сын продолжит семейное дело, но жизнь распорядилась иначе. Когда Саше стукнуло тринадцать, случилась революция. Последующие потрясения и национализация имущества подорвали здоровье Згуриди-старшего, и спустя год он умер.

Александра как сына купца отчислили из училища, но знающие способности Саши педагоги разрешали ему тайно посещать занятия. После смерти отца на плечи молодого человека легли заботы о сестре, и он устроился счетоводом в Саратовский уездный земельный отдел. В Гражданскую войну Александр служил в кавалерийском полку. Из-за невысокого роста кавалеристу Згуриди не смогли подобрать шинель по размеру, и без лошади она волочилась по полу. Начальник штаба приметил интересного грека с интеллигентной внешностью и взял его под свою опеку.

Тайны «Микроба»

После войны Александр вернулся в Саратов, где работал сначала делопроизводителем, а затем юрисконсультом в губернском отделе здравоохранения. Здесь молодой человек увлекся правом и отучился на юридических курсах при университете. Следующим этапом в его карьере стала служба ответственным секретарем и управделами в журнале «Саратовский вестник здравоохранения».

Однажды по службе он попал в лабораторию научных фильмов микробиологического института, известного как «Микроб». И этот визит стал для Згуриди судьбоносным. В те годы в «Микробе» активно изучали опасные инфекции, и именно отсюда спустя несколько лет вырвалась чума, которая едва не накрыла Москву и весь мир.

Саратовский волшебник доброго кино,  или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных

Институт "Микроб" в Саратове, конец 20-х годов, фото с oldsartov.ru

Нулевым пациентом стал молодой замдиректора института Абрам Берлин. После успешных испытаний противочумной вакцины ученый, считая себя защищенным, потерял бдительность и, вероятно, заразился чумой от подопытных грызунов. Перед ухудшением самочувствия саратовский ученый успел выступить на коллегии Наркомздрава в Москве. Для нераспространения страшной болезни приняли беспрецедентные меры. На спецкарантин закрыли всех участников коллегии, персонал гостиницы, а также пассажиров и проводников поезда «Саратов – Москва». Во избежание паники контактировавших с Берлиным увозили под видом арестов, которые в сталинское время для москвичей выглядели вполне буднично. Помимо самого саратовского экспериментатора и доктора, добровольно изолировавшего себя вместе с ним, чума унесла тогда жизни десяти человек.

В то время Згуриди уже перебрался в Москву, где возглавил Московскую киностудию научно-популярных фильмов. Головокружительный карьерный взлет саратовский грек сделал после своей дебютной картины «Стронгилиды» про болезни лошадей, снятой на базе «Микроба».

Неожиданно у Александра Згуриди раскрылся подлинный дар режиссера-натуралиста. Внимание к деталям живой природы, гуманизм и виртуозное техническое воплощение позволили ему создать целую серию полнометражных научно-популярных фильмов о жизни зверей, птиц, насекомых и обитателей морей.

Тяжелый, но радостный труд

В послевоенные годы наш земляк начал снимать художественное кино для детей. В своих работах он делал акцент на отношениях между людьми и животными. К четвероногим актерам Згуриди всегда относился как к полноценным личностям и избегал каких-либо принуждений. «Мы не требуем от них особенных трюков, мы стараемся их снимать так, чтобы они выражали себя точно так, как они ведут себя в живой природе. Мы можем лишь изловчиться и заманить чем-нибудь», - объяснял Александр Згуриди.

Как-то для одного из фильмов режиссеру потребовалось, чтобы медведь подошел к маленькой девочке, обнюхал ее и ушел. Снимать такую сцену с ребенком считалось опасным и недопустимым с точки зрения кинематографиста. И тогда Згуриди сделал куклу, похожую на девочку, чем упростил задачу и себе, и медведю. 

Животные чувствовали расположение режиссера и отвечали ему взаимностью, что всегда отражалось на качестве их работы в кино.

Первым игровым фильмом Згуриди стал «Белый Клык» по роману Джека Лондона. Главного героя – волка-полукровку - сыграли три «актера». Для роли Белого Клыка в детстве наш земляк отобрал двух подобранных охотниками трехнедельных волчат. Чтобы их поведение было естественным, режиссер специально держал их у себя дома и впервые выпустил в лес только на съемках. Для повзрослевшего Белого Клыка Згуриди выбрал 4-летнюю немецкую овчарку Риджора. Помимо схожего с волком окраса пес отличался тяжелым характером, что режиссер использовал в сценах, где главный герой проявлял агрессию.

Саратовский волшебник доброго кино,  или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных

Кадр из фильма "Белый клык", 1946 года

В съемках этой картины участвовало так много животных, что для них построили специальную ферму, а после их завершения Александр Згуриди настоял на открытии при Мосфильме кинобазы для животных-актеров. Этот не имевший аналогов питомник просуществовал во Владимирской области почти 70 лет. За это время звери-артисты снялись в более чем 2 тысячах советских, российских и зарубежных фильмов и передач.

В середине 80-х на экраны вышел фильм Згуриди «Любимец публики» по мотивам рассказа Куприна «Белый пудель». Собаку Арто в картине сыграл пудель Степа. Этот «актер» покорил всю съемочную группу дружелюбным характером и необычайной понятливостью. За собачью тему режиссер всегда брался охотно и продолжил ее позже. В начале 90-х вышла его картина «Собачье счастье» о трогательной дружбе мальчика и пуделя. Сам режиссер говорил, что цель его фильмов - воспитание ответственного отношения к животным.

«Мы все - и люди, и птицы, и звери — хозяева природы и нашей земли. Если твой друг попал в беду — нельзя отмахнуться, надо помочь и спасти!», – подчеркивал Згуриди.

В мире животных и людей

В апреле 1968 года на Центральном ТВ показали новую передачу о животных. Документальный фильм, беседа с гостем и ремарки ведущего - Александра Згуриди – так выглядели первые выпуски.

Передачи, которые открывали советскому зрителю далекие миры и обитателей экзотических стран, пользовались невероятной популярностью, и проект Згуриди быстро занял свою нишу на телевидении. Вскоре у программы появилось и свое название – «В мире животных» по одноименной книге Александра Михайловича. Чуть позже к нашему земляку присоединился знаменитый натуралист, а тогда еще молодой ученый-зоолог Николай Дроздов.

Саратовский волшебник доброго кино,  или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных

В 70-е за передачей окончательно закрепилась ее фирменная мультипликационная заставка с журавлями, обезьянами и антилопами. Кстати, изначально ее готовили для документального фильма Згуриди по материалам его африканской экспедиции. Музыкальную тему для программы создал сам Поль Мориа со своим оркестром по мотивам «Рождественской кантаты» Ариэля Рамиреса.

Передачу «В мире животных» Александр Згуриди вел вплоть до 1975 года. Фишкой выпусков со Згуриди зрители считали показы сериалов «Лэсси» и «Флиппер». Расстаться с проектом нашего земляка вынудили съемки фильма «Рики-Тики-Тави» в Индии. Параллельно со съемкой кинофильмов и многочисленными путешествиями Александр Згуриди руководил мастерской научно-популярного кино и преподавал во ВГИКе.

О личной жизни знаменитого режиссера советского периода и его первой супруге известно немного. Единственный сын Александра Михайловича Олег Згуриди родился в 1936 году в Саратове и выбрал профессию кинооператора. Несмотря на то, что детям звездных родителей, как правило, проще пробиться в мир киноискусства, Олег предпочитал всего добиваться сам, снимал преимущественно документальное кино и телепередачи с Зиновием Гердтом.

Тяжелое время

В начале 70-х во ВГИКе Александр Згуриди встретил свою вторую жену и верную соратницу - Нану Клдиашвили. Нана воспитывала дочь от первого брака, из-за чего разрывалась между Москвой и Тбилиси. Роман учителя и ученицы почти три года был «почтовым», и лишь в 1975 году они поженились. Начиная со съемок «Рики-Тики-Тави», все последующие работы Згуриди делал совместно с Наной. По словам Наны Георгиевны, Александр Михайлович был очень мягким человеком. В обычной жизни он никогда не повышал голоса, но на съемках мог быть просто бешеным.

В лентах Згуриди не было политики, и их охотно покупали за рубежом. Говорят, что когда иностранцы спросили у поэта Евгения Евтушенко, кто такой Згуриди, он сказал, что это Уинстон Черчилль советского кинематографа. Еще при жизни режиссера его коллеги-кинематографисты присвоили ему почетное звание «Человек кинематографического века», что в полной мере соответствовало таланту этого замечательного профессионала.
В 90-х режиссер пережил инсульт, из-за последствий которого не мог снимать фильмы с животными. Тогда Нана вспомнила, что супруг прекрасно играет на фортепиано, и предложила сделать музыкальный фильм для детей. Так в Румынии они сняли последнюю для режиссера работу - сказку-мюзикл «Лиза и Луиза».

Саратовский волшебник доброго кино,  или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных

Пудель Арто в фильме "Любимец публики", 1985 г. 

Александра Михайловича не стало в сентябре 1998 года. Последние его дни скрашивал верный пес Кузя. Режиссер очень тяжело переживал тяжелую ситуацию, сложившуюся тогда в российском кинематографе, и особенно с детским кино, которое практически не снимали. Это время Згуриди называл худшим. Несмотря на то, что ему перевалило за 90, он планировал снять очередную киносказку «Волшебное колечко». Сын Олег пережил отца лишь на два года. Говорят, что он тоже тяжело переживал творческий кризис, и это наряду со смертью отца подкосило его здоровье.

Александра Згуриди похоронили на Новодевичьем кладбище. Его скромную могилу украшает большой гранитный камень и мраморная плита с табличкой.

Фото из открытых источников
16 июня 2022, 18:41 5960 Поделиться: 0
Саратовский волшебник доброго кино,  или как режиссер Александр Згуриди снимал самые естественные фильмы о животных
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх