25.07.21
17:34
+19°C, переменная облачность
USD 73.77
EUR 86.85

Меню

25.07.21
17:34
+19°C, переменная облачность
USD 73.77
EUR 86.85
12+

Александр Каспаров: «Думающий артист – это самое ценное!»

Александр Каспаров из тех артистов, которых называют счастливчиками. За 20 лет на сцене Саратовского театра драмы он сыграл около 100 разноплановых ролей в 75 спектаклях репертуара! Среди его работ шекспировский Гамлет, Глумов в «Бешеных деньгах», Каренин в «Живом трупе», Лебезятников в «Преступлении и наказании», король Людовик в «Кабале святош» и многие другие. В интервью «СП» актер рассказал о себе, творчестве и театральных курьезах.

Александр Каспаров: «Думающий артист – это самое ценное!»

Партия без Ленина

В конце 90-х юный Александр Каспаров серьезно увлекался музыкой и даже слыл звездой энгельсских и саратовских дискотек. Сам актер считает, что унаследовал свой артистизм от двух дедушек, которые были очень творческими людьми.

– Все началось с выпускного вечера в музыкальной школе, – вспоминает он. – Меня попросили заменить одного мальчика и красиво вынести пирог. Но так как он еще пел и танцевал, мне как дублеру пришлось повторить и это. В итоге я стал звездой вечера. Тогда меня и приметил преподаватель по вокалу моей родной школы №32. После чего я стал выступать за нашу школу на всех концертных площадках города.

Музыкальная жизнь привела Сашу в подтанцовку популярной в те годы энгельсской группы «Партия Ленина». Когда первый состав коллектива призвали в армию, а его лидер по прозвищу Ленин ушел в более известную саратовскую группу «Ахи-вздохи», Александр Каспаров со своим приятелем стали полноправными солистами. Группа убрала фамилию вождя мирового пролетариата из названия и выступала как просто «Партия». Вершиной в музыкальной карьере Александра стало приглашение сыграть и спеть на разогреве у «На-На» и «Иванушек International» на концерте в Балаково. Но по иронии судьбы концерт совпал с выпускными экзаменами в школе. Тогда родители поставили начинающему музыканту условие: сначала вуз и диплом, а потом музыка.

– Я подумал, что надо выбрать что-то такое, чтобы быстро получить диплом. Узнал, что есть театральный институт – он связан со сценой плюс гуманитарное высшее образование. Выучил стишок и пошел на экзамены. Курс набирал Антон Кузнецов и Григорий Аредаков. Не знаю, как вышло, но среди мальчиков я получил больше всех баллов. Родители-инженеры, мягко говоря, огорчились. Особенно папа – настойчиво пытался уговорить меня поступить в политех, – рассказывает Александр.

Александр Каспаров (крайний слева) и курс Антона Кузнецова

Александр Каспаров (крайний слева), его мастер Антон Кузнецов и однокурсники

Учеба в театральном вузе солиста «Партии» затянула не сразу. После первого семестра он даже хотел бросить институт и податься в шоу-бизнес. Но после экзаменов студентам велели оформить загранпаспорта, намекнув на стажировку за рубежом. А потом первокурсника Каспарова ввели в спектакль «Господин де Мопассан» Саратовского театра драмы. Ко второму курсу Александр играл уже в трех репертуарных постановках. Свой дипломный спектакль – «Пентесилея» ученики Антона Кузнецова давали во Франции, в Варшаве и в Боснии и Герцеговине.

К окончанию института Александр Каспаров играл в 15 репертуарных постановках и как востребованный актер получил приглашение в Саратовский театр драмы. Однако музыкальное прошлое выручает его и сейчас. В спектакле «Человек из Подольска» его Господин старший прапорщик в составе полицейского оркестра лихо играет на аккордеоне.

 

Театральный талисман

Герои Каспарова – это всегда яркие и интересные личности. Но особенно теплые воспоминания у Александра оставил дьякон Победов из его дипломной чеховской «Дуэли».

– С этим спектаклем мы ездили в Москву. Это светлая роль, для которой мне пришлось научиться не просто смеяться, а именно ржать. У Чехова дьякон «смеется до падения со стула, до колотья в боку». Внутренне мне ближе комедийно-характерные роли. Я вспыльчив в работе, но по натуре добрый человек, – объясняет он.

В финской комедии «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» Мики Мюллюахо Александр Каспаров сыграл дизайнера Макса. Его герой переживает сильнейшую депрессию, выход из которой ищет, погружаясь в психоанализ. Этот спектакль идет на сцене 11 лет и по-прежнему остается самым кассовым. Сам Александр объясняет долголетие постановки тем, что артисты достигли возраста своих персонажей и по-настоящему стали понимать их.

Александр Каспаров (второй слева) в спектакле "Свидетель обвинения"

Александр Каспаров (второй слева) в спектакле "Свидетель обвинения" (январь, 2020)

Брутальная, энергичная, бородатая Тень в блестящем исполнении Каспарова стала одной из изюминок одноименной сказки для взрослых Александра Созонова. В недавней премьере «Деньги как дождь» режиссера Эльвиры Данилиной Каспаров предстал в виде диковатого соседа-гангстера с бритой головой и в берцах – Месье Трака.

– Такой образ придумала режиссер, и мне это понравилось. Коллеги говорят: ты то ли Нагиев, то ли Джигурда. Но я ни тот, ни другой, – говорит Каспаров. – Один коллега как-то мне сказал, что я – талисман спектакля, так как со мной постановка всегда получается успешной, – улыбается актер.

Сцена из спектакля "Деньги как дождь" (май, 2021)

Однако сам артист свой сценический успех связывает с режиссерами, с которыми ему, по его словам, тоже везет.

– Я начинал с Антоном Кузнецовым – он мой любимый режиссер, – говорит Александр. – Наш мастер умел разложить и показать абсолютно все. Еще студентом я сыграл в спектакле «Завтрак у предводителя» однокурсника Кузнецова – Игоря Коняева. В этом году вышла его премьера «Человек из Подольска», где мне тоже посчастливилось принять участие. Сейчас мы работаем с ним над спектаклем «Что делать?» по Чернышевскому. Коняев – это величина, это реально талантливый режиссер и Человек. Марина Глуховская, Александр Кузин – также любимые режиссеры, которые создают крутые спектакли и умеют хорошо донести свое видение роли до актеров.

 

Опера, участковые и маньяки

Свою первую небольшую роль в кино Александр Каспаров сыграл в 23 года в драме французского журналиста, режиссера и сценариста Кристофа де Понфилли «Звезда солдата». Это картина о реальном восстании советских пленных в лагере афганских моджахедов в Бодабере. Съемки проходили в Афганистане. Александр и его однокурсники сыграли советских солдат-срочников. Сейчас, как и большинство его коллег по актерскому цеху, он снимается в российских телесериалах. Его можно увидеть в «Следе», «Знаках судьбы» и «Слепой».

Александр Каспаров в фильме "Звезда солдата"

– В «Следе» я играю крутого опера, который помогает найти маньяка, но потом он сам становится маньяком, – рассказывает актер. – В другой серии этого сериала я играю доктора, который убивает людей. Съемки «Слепой» проходили в Москве в прошлом году, и из-за ограничительных мер сцены на улице снимали очень быстро и сразу прятались в микроавтобус. Я играл брата, который сидит на шее у сестры, – сложная и одновременно смешная семейная ситуация. В «Знаках судьбы» мой герой – участковый, влюбленный в одну из героинь.

Хотя киносъемки затягивают актера, бросить свои работы в театре он пока не готов.

  – В кино с артистов сдувают пылинки, предоставляют гримерку, питание и даже возят мобильный туалет. Артист на съемочной площадке – это величина во всех смыслах, – говорит актер, сравнивая работу в театре и в кино.

В личной жизни артист Александр Каспаров тоже считает, что ему повезло.

– У нас вся семья творческая: жена – рукодельница, у дочки много разных интересов. Ей 11 лет и она с удовольствием ходит на мои спектакли и недоумевает, почему папа играет злодеев. Это раньше я играл принцев, а теперь «дорос» до злых магов и нечисти. Играть злодеев – это самое крутое, но детям это непонятно, – смеется актер.

Александр Каспаров на съемках в Москве

Свободное от работы и семейных забот время Александр Каспаров посвящает спорту и ходит в тренажерный зал.

– Занимаюсь пять раз в неделю, а если получается меньше, то впадаю в депрессию, – признается он.

 

В воображении и внимании

Александр Каспаров успел реализовать себя не только как актер, но и как преподаватель актерского мастерства театральной студии музыкально-эстетического лицея. Правда, из-за занятости в театре лицей пришлось оставить. Сейчас он является членом Правления саратовского отделения Союза театральных деятелей РФ, председателем профсоюза театра драмы и активно решает проблемы коллег.

У брутального Александра Каспарова много поклонниц, которые не только дарят цветы, но и делают различные сюрпризы.

– Один из самых милых презентов – коллаж с фотографиями программок из моих спектаклей с добрыми словами. До сих пор не знаю, кто это сделал, но было очень трогательно, – признается он.

Как и у любого профессионального актера, в копилке Александра Каспарова немало театральных баек. Курьезы, по его словам, происходят едва ли не каждый второй спектакль, но опыт, экспромт и импровизация всегда спасают положение.

– На похоронах Офелии в «Гамлете» по сюжету я сижу в зрительном зале и переживаю смерть своей возлюбленной. Слезы льются ручьем. И тут я чувствую, как меня гладят по плечу и говорят «Бедный Саша…» Сердобольность зрительницы высушила все мои слезы, – смеется артист.

Атмосферу спектакля, по словам актера, может нарушить неправильная интонация или лишнее слово, а комичности ситуации добавить порвавшийся костюм или ошибки с реквизитом.

– Был случай, когда один персонаж в сказке «Чипполино» назвал главного героя Буратино, – продолжает Александр. – Стоит такой мальчик-луковка с зелеными стеблями на голове, а тут ему: «Постой, Буратино!» И тут раздается детский смех.

В «Живом трупе» в сцене с адвокатом на столе лежит виноград. Обычно это мелкий виноград. Но однажды виноград нам купили размером со сливу. Положив его в рот, адвокат не смог продолжить монолог. Ждали, когда дожует, – делится Александр.

– Сейчас для меня нет сложных спектаклей, лишь бы не мешали. Сложности, если и бывают, то во время репетиций или на премьерах. Как говорил наш мастер, Антон Кузнецов, для актера важны две вещи – воображение и внимание. Воображение – чтобы представить и сыграть, а внимание – чтобы видеть и слышать на сцене. Думающий артист на сцене – это самое ценное!

 

Справка СП

Александр Каспаров

Родился 10 июля 1983 года в Балашове.

В 2005 году окончил театральный факультет СГК (ныне – СаТИ).

Лауреат областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» в номинации «Роль второго плана в драматическом театре. Мужская роль», за роль Виктора Каренина в «Живом трупе» (2018 г.).

Имеет разряд по настольному теннису, играет на аккордеоне, гитаре и фортепиано.

 

Юлия Дашкевич, фото автора, Саратовского театра драмы и из личного архива Александра Каспарова

 

 

 

22 июня 2021, 18:06 1488 Поделиться: 0
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх