25.04.24
09:55
°C,
USD 92.51
EUR 98.91

Меню

25.04.24
09:55
°C,
USD 92.51
EUR 98.91
12+

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе осовременили легендарный спектакль 

Пьеса «Мы - на острове Сальткрока» по одноименной повести Астрид Линдгрен знакома саратовцам по ТЮЗовскому спектаклю «Колбаска, Боцман и другие». И хотя режиссер новой версии Виктория Печерникова подчеркивает, что не ставила задачи воссоздать культовую постановку Юрия Киселева, в театре, который носит его имя, удержаться от сравнений сложно. К тому же одну из главных героинь в новой «Сальткроке» символично сыграла исполнительница  первой Колбаски – народная артистка России Светлана Лаврентьева, которая в день премьеры отметила свой юбилей     ...

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

Островок затонувшего рая

Повесть «Мы – на острове Сальткрока» необычна тем, что появилась из сценария к сериалу, который в 60-х годах прошлого века, Астрид Линдгрен написала для шведского ТВ. Эта добрая и трогательная история о большом и шумном семействе Мелькерсонов, которые снимают на лето Столярову усадьбу на вымышленном острове Сальткрока в Стокгольмском архипелаге. В результате глава семьи – незадачливый писатель Мелькер Мелькерсон, его старшая дочь Малин и трое сыновей оказываются в ветхой хибаре с протекающей крышей и выбитыми стеклами. Недостатки островка затонувшего рая с лихвой компенсируют новые соседи Мелькерсонов – Гранквисты и их шумная дочка – любимица всего острова, пухленькая хулиганка по прозвищу "Чёрвен -Колбаска" со своим сенбернаром Боцманом.

Об этом трогательном произведении Астрид Линдгрен в нашей стране узнали благодаря постановке Юрия Киселева в Саратовском ТЮЗе. Наполненный прекрасной музыкой, вокалом и танцами спектакль «Колбаска, Боцман и другие» вошел в золотую коллекцию театра, как постановка, которая покорила зрителей всех возрастов не только в Саратове, но и в Москве и даже во Франции.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

Сам Юрий Киселев справедливо считал, что дети не терпят фальши, и поэтому в его постановках все было по-настоящему - от кролика Юкке до пса Боцмана. Профессионализму и искренности киселевских актеров могли позавидовать ведущие столичные театры. Всех детей, включая младшего сына Мелькерсона – 4-х летнего Пелле, у Юрия Петровича органично играли ТЮЗовские травести.  Но тон постановке, конечно, задавала Светлана Лаврентьева и ее озорная и непредсказуемая Колбаска-Чёрвен. Большой талант раскрылся даже у Боцмана, которого сыграл пес Дональд. Четвероногий актер с первых спектаклей выучил реплики партнеров и никогда не пропускал своего выхода на сцену. Он и Колбаска были настолько убедительны, что у юных зрителей не оставалось никаких сомнений, что героиня Лаврентьевой это такая же школьница, как и они, а Боцман – ее собака.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

Колбаска 80-х (Светлана Лаврентьева) и ее Боцман

Отсутствие каких-то либо нравоучений, простое и по-домашнему уютное и оформление сцены с горой ящиков, старыми бочками и рыбацкими сетями, акцент на белом цвете в декорациях и в костюмах сделали этот спектакль театральным хитом. Зрители приходили на «Колбаску и Боцмана» по нескольку раз, а сам спектакль играли в старом ТЮЗе более 10 лет. Радиоверсию постановки и сейчас можно найти в фондах советского радио.

Метаморфозы Сальткроки

Спектакли стипендиата премии Эфроса, выпускницы столичного ГИТИСа и школы оперного пения Галины Вишневской, москвички Виктории Печерниковой сегодня играют на самых разных площадках, включая, Московский ТЮЗ, Театр на Таганке и Калужский драмтеатр. Сама Печерникова предпочитает современную драматургию, но ставит и необычную классику вроде «Грозы» на бурятском языке.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

Спектакль «Мы - на острове Сальткрока» - стал ее первой работой в Саратове. Эскиз к нему  Виктория и уже известная саратовцам драматург из Омска Светлана Баженова представили на юбилейной творческой лаборатории «Четвертая высота» к 100-летию ТЮЗа. Авторы подчеркнули, их постановка не имеет ничего общего со спектаклем Юрия Киселева 1978 года и полностью основана на оригинальном тексте Астрид Линдгрен, то есть на том самом тексте, который написан по сценарию сериала. Хорошо это или плохо - судить зрителям. Благодаря таким метаморфозам семейство Колбаски пополнилось двумя старшими и абсолютно ненужными сестрами Тедди и Фредди, директор Карлберг стал женщиной-лисой, а главная и почти детективная интрига с нападением на овец и продажей Столяровой усадьбы теряется в других сценах и всплывает лишь к финалу второго действия. 

- Мы не ориентировались на постановку Юрия Петровича, - пояснила Виктория Печерская. - Я наизусть уже выучила аудиоспектакль и читала инсценировку Ларисы Закошанской с режиссерскими пометками.

Режиссер также подчеркнула, что ее спектакль « не для таких маленьких детей, как постановка Киселева».

- Мы рассчитываем на младших подростков, от 9-10 лет и до бесконечности, - отметила она, добавив, что в ее постановке помимо всего прочего создано очень сложное и необычное пространство.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

Работа Виктории Печерниковой, действительно не похожа на киселевскую во всех смыслах. Это совсем другой спектакль, где взрослые актеры изображают школьников то ли старшего, то ли среднего возраста.  Не балует разнообразием и оформление сцены. Многообещающие в начале сценические решения с морским катерком, на котором семья Мелькерсонов под шум морских волн мчится к острову, ни к чему интересному не приводят. Инсталляция черных скал и каркасная конструкция Столяровой усадьбы в футуристическом стиле не меняются вплоть до финала.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

В то, что у виллы протекает крыша, разбиты окна, и крыльцо зрителям придется поверить на слово или включить фантазию. Обстановка усадьбы настолько минималистична, что герои даже спят сидя, а их "сны" зрителям транслируют на большом экране, и они напоминают кадры из фильмов Дэвида Линча. К плюсам спектакля можно отнести визуальные эффекты, яркие костюмы и этнические скандинавские напевы.

Неплохой актерский ансамбль новой Сальткроки, все же проигрывает киселевскому. Эмоциональной и взрывной Ирине Протасовой хоть и близок ее дерзкий персонаж, будучи характерной героиней, она совсем не похожа на пухленькую девочку-«колбаску», какой ее описывала Астрид Линдгрен.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

В итоге самые убедительные дети получились из Стины Ольги Лисенко и Пелле Александра Степанова. Яркого внутренне и внешне героя традиционно играет Алексей Кривега, новые нотки в образ Мелькерсона приносит Алексей Карабанов, а сюжетные пробелы пьесы восполняет «сенбернар» Михаил Третьяков. Да, собаку в этой версии играет человек. Довольно забавно смотрится эпизод, когда, не проронивший за весь спектакль ни слова, актер по-собачьи ложится на спину, а его подруга Колбаска чешет своему верному «псу» живот. А вот драмы вокруг "убийства" Боцмана в современной версии Сальткроки не получилось.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

Вероятно, чтобы примирить зрителей разных поколений Виктория Печерникова  пригласила в свою постановку первую «Колбаску» - Светлану Лаврентьеву.

- Для меня очень важно протянуть мостик между тем спектаклем, той эпохой и современным миром - Сальткрокой, которая видится в нашем воображении сегодня, - объяснила она.

Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 

Фру Шёблум (Светлана Лаврентьева) и Боцман (Михаил Третьяков)

В современной версии народная артистка России играет хозяйку усадьбы Фру Шёблум и появляется лишь в финале. В остальное время выступает в роли рассказчицы на черно-белом экране. Но этот креативный прием заставляет еще больше грустить по оригинальной Колбаске из 80-х. Безусловно, яркий и заслуживающий внимания спектакль «Мы - на острове Сальткрока» понравится тем, кто в силу возраста или каких-то других причин не видел классической киселевской постановки в ТЮЗе, и оставит в задумчивости зрителей постарше, как ремейк после которого еще раз хочется посмотреть оригинал. 

Фото Михаила ГАВРЮШОВА и Саратовского ТЮЗа

 

 

24 апр 2021, 15:50 4437 Поделиться: 0
Колбаска в новом пространстве: В Саратовском ТЮЗе  осовременили легендарный спектакль 
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх