05.07.20
10:46
+27°C, переменная облачность
USD 70.5
EUR 79.22

Меню

05.07.20
10:46
+27°C, переменная облачность
USD 70.5
EUR 79.22
12+

«СП» выбрала самые яркие события и запоминающихся героев 2019 года 

Прорыв саратовских "Крыльев", фантастическая "Буря" в ТЮЗе, педагогические достижения Вероники Романовой, режиссерский дебют Данилы Шувалова, триумф "Театралики" и саратовского балета - о саратовцах, которые говорили и писали в прошлом году - в "Панораме Саратова"

Триумф

Детская театральная студия «Театралика» - финалист всемирного фестиваля театров

Этот уникальный творческий коллектив не нуждается в особом представлении. Уже более 25 лет ребята из театра-студии при Центре дополнительного образования Фрунзенского района удивляют своими талантами не только саратовцев, но и зарубежных театралов.

Постановки «Театралики» сотканы из мимики, жестов, пластики, движений и рассчитаны не только на детскую аудиторию, но и на взрослого зрителя. Особенность этой труппы - в непривычном для обычного театра стиле построения спектаклей, который создала бессменный руководитель коллектива Анжелика Лозановски.

2019 год выдался для коллектива особенно насыщенным. Зимой воспитанники «Театралики» успешно представили Россию на уникальном международном кинотеатральном форуме «Территория русского языка» в Париже. В конце мая коллектив показал зрителям восстановленную версию своей визитной карточки – спектакля «Гадкий утенок». Постановка, которая принесла театру-студии множество призов, как на всероссийских, так и на международных фестивалях.

Критики неоднократно отмечали юных актеров за лучшее сценическое воплощение и артистизм. Сейчас первое поколение актеров «Гадкого утенка» - это уже взрослые артисты ведущих театров России. Софья Илюшина, сыгравшая в первой постановке Знатную Утку, ныне актриса Тюменского драматического театра. Исполнитель роли Утенка Ефим Роднев - актер Александринского театра Санкт-Петербурга.

В новой версии спектакля сыграли Александра Андрианова, Дарина Мишакина, Агата Серякова и другие воспитанники студии в возрасте от 9 до 16 лет. Юные артисты глубоко прониклись атмосферой сказки и сыграли, что называется, от души. Высоко оценили «Гадкого утенка» жители испанского города Аликанте.

В 2019 году постановка победила на региональном этапе фестиваля Приволжского федерального округа «Театральное Приволжье». Наградой для юных артистов стал сертификат от губернатора на поездку на «Театральный перекресток» в Екатеринбурге. Кроме того, «Гадкого утенка» отобрали в финал Всемирного фестиваля детских театров – 2020, который состоится в августе следующего года в Японии. Всемирный фестиваль детских театров впервые прошел в 1990 году в Германии. С тех пор масштабный форум детских театров со всего мира проводят раз в два года в одной из стран мира и каждые четыре года - в немецком Лингене. Добавим, что россиянам честь выступать на фестивале такого уровня выпадает далеко не всегда, и теперь именно саратовцы представят здесь всю страну.

- Мы отправили заявку и видеоверсию спектакля на этот конкурс, а потом несколько месяцев ждали результатов. И вот пришло долгожданное письмо из Японии с приглашением на фестиваль. Сейчас мы собираем документы и ищем финансовую поддержку для поездки, - рассказали в студии.

 

Прорыв

Команда по следж-хоккею «Крылья»

 

Об этих невероятно сильных духом ребятах мог бы никто не узнать, если бы не энтузиазм и энергия их тренера Сергея Родионова. Выпускник Санкт-Петербургской высшей школы тренеров при академии хоккея несколько лет назад защитил диплом по теме «Социализация детей-инвалидов в условиях школ-интернатов». В своей работе Сергей доказал, что школьники с ограничениями по здоровью имеют все возможности для занятий хоккеем, за исключением материальных средств, а позже применил свою теорию на практике. В 2017 году Сергей Родионов создал проект «Хоккей без границ», где подробно расписал все этапы вовлечения детей с ограниченными возможностями в следж-хоккей, детей с расстройствами акустического спектра – в флорбол и школьников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в традиционный хоккей.

Проект Родионова получил президентский грант. В поисках рычагов для развития адаптивного хоккея в регионе Сергей Родионов оббил немало порогов и, к счастью, нашел понимание и поддержку в областном министерстве образования, в администрации Саратова и у руководства детской школы-интерната № 4 во главе с директором Ольгой Макеевой. Так появилась первая в Саратове команда по следж-хоккею «Крылья». Костяк команды составили ученики школы-интерната № 4 и несколько ребят из Энгельса.

За первый год юные спортсмены добились ошеломительных результатов. Это золотой комплект наград и Кубок Фырка фестиваля детской следж-хоккейной лиги в Санкт-Петербурге, подарочная поездка на турнир Континентальной хоккейной лиги в Казань, настоящие сборы в Сочи, показательные выступления на турнире по хоккею с шайбой на Кубок Приволжской железной дороги, победа на первом в Саратове турнире по следж-хоккею «Содружество», Кубок  открытого турнира Чувашии и другие награды. Еще в прошлом году «Крылья» подружились с главой Саратова Михаилом Исаевым. Теперь мэр постоянный болельщик и помощник этой сплоченной и дружной команды.

- Это невероятно тяжелый вид спорта, - говорит Светлана, мама игрока Глеба Казакова. - Нужно иметь очень крепкие руки и уметь удерживать равновесие. Мы начинали с асфальта и роликов, катались везде, где только можно, в «Липках» и на набережной. Потом нам помогли со льдом. Сейчас мы оба не представляем жизни без хоккея. Мой ребенок стал физически крепче, окреп не только он, но и наши отношения.

 

Премьера

«Буря» в Саратовском ТЮЗе

Самую фантастическую пьесу Шекспира в постановке столичного режиссера Натальи Шумилкиной смело можно назвать самым зрелищным спектаклем 2019 года. Головокружительные полеты и трюки, невероятный звук и сказочные декорации с тропическим водопадом и блестящая игра саратовских актеров: Веры и Артема Яксановых, Алексея Роточкова, Евгения Сафонова, Артема Кузина, Алексея Кривеги и других.

За несколько столетий «Бурю» десятки раз играли в театрах и в кино. Режиссеры представляли пьесу в основном как горькую философскую притчу с небольшими сказочными вкраплениями. Постановка в Саратовском ТЮЗе получилась с точностью наоборот – это яркий сказочный экшен с философским смыслом, максимально адаптированный для детского и юношеского восприятия. За основу своей «Бури» взяли самый вольный и свежий литературный перевод шекспировского текста Татьяны Тульчинской. В этой версии комедия потеснила трагедию, герои утратили привычное многословие и легко переходят с шекспировского слога на понятные для современных подростков фразы, а некоторые второстепенные персонажи и вовсе исчезли. Кроме того, один ловкий дух здесь превращается в озорную фею, что нарушает традиции шекспировских времен, когда все роли играли мужчины, и не просто превращается, а разделяется на четыре образа.

Над постановкой аттракционов в спектакле поработал профессиональный цирковой воздушный гимнаст Никита Кудрявцев. Для создания морской темы и мира волшебного острова художник-постановщик Мария Утробина из Москвы применила почти километр канатов. Таким образом, движение тропических лиан и корабельных тросов имитируют около 300 веревок. Для создания костюмов фей, эльфов и других сказочных существ постановщики использовали несколько десятков фантастических головных уборов и масок. Многочисленные короны, венки и обручи по ходу действия актеры меняют за считанные секунды. Автором практически живого водопада и других невероятных световых решений с ожившими джунглями стал уже знакомый саратовцам по чудесам «Майской ночи» художник по свету Тарас Михалевский. Еще одна изюминка «Бури» - оригинальная музыка театрального композитора Ивана Волкова, который специально перевез сложнейшее оборудование из своей столичной студии в Саратов. Московский хореограф Лика Шевченко дополнила все это невероятными пластическими решениями.

«Бурю» саратовцам показали в начале декабря. Оба показа прошли с аншлагом. Следующие показы спектакля состоятся в следующем году, но все билеты уже раскуплены. 

 

Победа

Вероника РОМАНОВА, «Лучший учитель Саратова - 2019», финалист всероссийского конкурса «Учитель года - 2019»

О скромном преподавателе химии из лицея № 2 саратовцы узнали после ее победы на городском этапе конкурса главного конкурса педагогов. За кулисами победительница призналась, что большую наставническую помощь и поддержку ей оказала директор лицея Людмила Акимова и коллеги. Но победа вряд ли была бы возможна без поддержки семьи: родителей и мужа.

Всероссийский этап конкурса «Учитель года – 2019» состоялся в канун профессионального праздника педагогов в начале октября. Саратовской учительнице удалось войти в пятерку лучших преподавателей страны. Награду – малого хрустального пеликана - ей вручил министр просвещения РФ Ольга Васильева и ректор МГУ Виктор Садовничий. Торжественная церемония проходила в Кремлевском дворце.

- Организаторы сделали все, чтобы учителям было комфортно. Нас встретили очень положительно и радостно. И самое главное – не было ярко выраженной конкуренции между конкурсантами, напротив, все поддерживали друг друга, особенно в своей предметной группе. Я благодарна судьбе за возможность познакомиться с сильнейшими педагогами и методистами не только Саратова, но и страны, - неизменно подчеркивает Вероника Олеговна.

 

Событие

Саратовский балет «Вешние воды» Саратовского академического театра оперы и балета с аншлагом показали в Большом театре

Балет, где центральной линией сюжета стала история о зарождении, развитии и драматичном финале любви главных героев театр представил к 200-летию Ивана Тургенева на XXXI Собиновском фестивале. Музыку к балету специально по заказу театра написал современный российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Кобекин.

Особенностью сюжета стало то, что действие в постановке происходит в наши дни, поэтому все костюмы в нем современные, очень сложные и задуманы как полупрозрачные. В балете два акта — первый в светлых тонах, второй — в темных, всего около 120 костюмов, поэтому костюмерам во главе с художником-модельером Ольгой Колесниковой пришлось проделать невероятно сложную работу.

Художники-постановщики Екатерина Злая и Александр Барменков выкрасили сцену в тяжелый серый и добавили к тургеневскому романтизму белых платьев героинь привкус триллера.

- Это неоклассический балет — не классика, тяжело даются какие-то нововведения физического плана. Сюжетная линия при этом сохранена. Все перипетии, любовь, драматическое содержание — все идет как у Тургенева, - рассказал исполнитель партии Санина Алексей Михеев.

Итоговый результат саратовцы показали при полном зале на Новой сцене Большого театра в рамках приуроченного к Году театра IV фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Посмотреть прямую трансляцию спектакля также можно было в Интернете. 

 

Дебют

Данила ШУВАЛОВ, актер и режиссер муниципального театра «Балаганчикъ»

Выпускник театрального института, мастерской Татьяны Кондратьевой и Виктора Мамонова 23-летний Данила Шувалов уже три года служит в муниципальном театре «Балаганчикъ». За это время он сыграл в 15 спектаклях. Сегодня Данила занят практически во всех постановках театра. Среди его ярких образов – Франтозавр в «Ожерелье из улыбок», Солдат в «Огниво», Сверчок в «Золотом ключике», Паяц в «Сказках на всякий случай», Любовник старый и красивый в «Anno Domini» и многие другие.

Весной этого года однокурсница Данилы Дарья Захарова представила спектакль «Дурачок» по мотивам рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на елке», где он также сыграл главную роль. С этой постановкой актеры успешно выступили на международном фестивале современного искусства в Кургане в октябре этого года. 

По итогам Года театра в России Данилу признали лучшим работником театра 2019 года.

Кроме того, в 2019 году Данила дебютировал как профессиональный театральный режиссер. В канун Нового года «Балаганчикъ» представил на суд зрителей спектакль «Дары волхвов» по одноименному произведению О. Генри (Уильяма Сидни Портера). Подробнее об этом рассказал сам Данила.

-Данила, почему именно этот автор?

- Во время учебы в театральном институте мы с нашим мастером Виктором Мамоновым готовили постановку по О. Генри и много изучали О. Генри, читали его дневники, но тогда до окончательного результата так и не дошли. При этом Виктор Иванович дал мне добро на постановку этого произведения в будущем. Кстати, первоначально я думал о «Превращении» Кафки, но театру в очень короткий срок нужно было поставить семейную новогоднюю сказку. На работу мне отвели всего месяц. И тогда я вспомнил про «Дары волхвов». Эту очень живую и честную рождественскую новеллу О. Генри написал для своей младшей сестры, когда находился в тюрьме, поэтому она очень отличается от других произведений автора. Воплотить этот замысел мне помогли актеры Александр Кравцов и Елизавета Симагина.

- Какие режиссерские находки вы внесли в текст? И что было самым сложным?

- В постановке доминирует белая цветовая гамма, как в одежде персонажей, так и в декорациях. Все костюмы для актеров я готовил сам. В черное одет только Парикмахер, который выполняет своеобразную роль ведущего в спектакле. Его играет Михаил Юдин. В стесненных условиях «Балаганчика» очень сложно подобрать хорошие декорации, но мы нашли выход. Михаил прекрасно рисует, и так возник прием с доской, на которой маркером он изображает все происходящее. Когда действие происходит в парикмахерской - появляются ножницы, а дома – домашняя утварь. Таким образом, на глазах зрителей рождается живая история. В этой постановке мы старались сделать так, чтобы двигалось все. Волхвы Кристина Суркова, Ирина Ткаченко и Ольга Лапшина у нас трансформируются в снежинок и много танцуют.

Доску для рисования мы также используем для интерактива в новогодней интермедии. Наш Дед Мороз (актер Юрий Лапшин) совсем не умеет рисовать, и дети вместе с Михаилом Юдиным учат его рисовать снеговика. Получается очень весело.

- Какую задачу вы ставили для себя в «Дарах волхвов»?

- Постановка рассчитана на школьников старше 10 лет, и все, что мы делали в этом спектакле, мы делали ради пронзительного финала, где у многих на глаза наворачиваются слезы. Задача режиссера и актеров: через драматичную ситуацию главных героев показать, насколько важно дарить не просто подарки, а свою любовь... Делла жертвует своими прекрасными волосами, а Джим расстается с единственными и очень дорогими часами, и хотя оба в итоге остаются ни с чем, они счастливы.

- Какие впечатления оставил у вас фестиваль современного искусства?

- Мы подчеркнули для себя много нового, как в творческом, так и в техническом плане. В Кургане тоже камерный театр, но наш «Дурачок» звучал там совершенно по-другому. Свободное пространство, другие штанкеты раскрыли спектакль. Приятно, что жюри отметило нашу постановку как интересную. В своей работе мы стараемся всегда опираться на успешный опыт других театров. Например, в питерском кукольном театре «KARLSSON HAUS» зрителей потчуют сладкими плюшками с какао. Мы после новогодней интермедии тоже угощаем маленьких зрителей печеньем. Те, кто к посещению театра подходят более основательно и приносят сменную обувь, могут сделать фото после спектакля у нашей «живой» доски с рисунками.

 

 

 

62 Поделиться: 0
наверх