Партизанский командарм
«Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний», - эти слова принадлежат великому русскому полководцу Александру Суворову. В наши дни они звучат особенно актуально. Не менее актуальны были они и 80 лет назад.
Емлютин Дмитрий Васильевич (1907-1966), Герой Советского Союза. За боевые заслуги перед Родиной и безупречную службу в органах госбезопасности награжден орденами Красного Знамени (1950), Красной Звезды (1945), медалями «За боевые заслуги» (1944), «Партизану Отечественной войны» 1-й степени и тремя другими медалями, венгерской настольной медалью «Партизанская слава».
Из крестьян в рабочие
О том, как становятся героями, деревенский паренёк Дмитрий Емлютин вряд ли задумывался. Жизнь в его родной деревне Лбы Бутерской волости Карачевского уезда Орловской губернии (ныне – Навлинский район Брянской области) была совсем не из лёгких.
Дмитрий родился в 1907 году в крестьянской семье. Отец умер, когда мальчику было 10 лет. Чтобы прокормить семью, в которой кроме него были четыре сестры, Дмитрий батрачил на богатого односельчанина. Мать говорила девчонкам: «Вам учиться не обязательно, главное замуж выйти». И только Митя, так она ласково называла единственного и любимого сына, учился. С 1916 по 1919 годы он закончил всего 2 класса. Надо было работать. И он нанялся пасти коров…
В поисках лучшей доли в 1919 году вместе с матерью Марией Николаевной он выехал в Донбасс. Мать была откатчицей угля, сын – посыльным в рудкоме. Жизнь там оказалась не легче, Донбасс тоже голодал. В конце 1920 года возвратились в родную деревню. Снова батрачил на кулаков.
С 1925 года Дмитрий пошёл работать на железнодорожную станцию «Брянск-2»: сначала ремонтным рабочим и стрелочником, затем сцепщиком вагонов в депо. Работал и учился на рабфаке, вступил в комсомол, и вскоре товарищи по ячейке избрали его своим вожаком.
Призвание – госбезопасность
В 1929 году Дмитрий Васильевич Емлютин был призван на военную службу. Проходил её в подмосковной Балашихе, в Отдельной дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского при ОГПУ СССР. Здесь он окончил полковую школу, стал помощником командира взвода.
В начале 1930-х Дмитрий Емлютин служил в Кремлёвском полку. Весной 1930-го участвовал в борьбе с бандами на Кавказе. По свидетельствам сослуживцев, Емлютин, которому было тогда чуть за 20-ть, проявил себя как смелый и находчивый человек.
С 1932 года он ‒ командир взвода Объединённой военной школы имени ВЦИКа. Затем был направлен на службу в органы госбезопасности, которую начал с должности фельдъегеря.
В середине тридцатых Дмитрий Васильевич встретил молодую учительницу Александру, женился. В 1937 году у них родилась дочь, которой они дали необычное имя Гелия, спустя два года появилась на свет вторая дочь ‒ Луиза.
До войны младший лейтенант госбезопасности Емлютин работал начальником межрайонного Суражско-Мглинского отделения УНКВД по Орловской области.
Особое задание – остаться в тылу
Здесь и застала чекиста Дмитрия Емлютина Великая Отечественная война. Враг наступал быстро и уже в августе 1941-го подошёл к границам Орловщины.
Советское правительство издало постановление № 151 от 25.08.1941 года, которое предписывало организовать жестокую борьбу с противником, создать на возможно оккупированных территориях партизанское движение, которое деморализовало бы силы противника, отвлекало их и способствовало благополучному развертыванию частей действующей Красной армии в противостоянии врагу. Огромная роль в организации партизанского движения отводилась органам госбезопасности.
«Как начальник межрайотдела госбезопасности, я поспешил в райком партии, где застал секретаря Орловского обкома партии И.А. Хрипунова, ‒ вспоминал Дмитрий Емлютин в своей книге «Шестьсот дней и ночей в тылу врага». ‒ Он достал пакет, подал мне. В нём находилось удостоверение. Не без волнения я прочёл о том, что назначаюсь начальником оперативной группы при штабе Брянского фронта».
Он активно приступил к формированию партизанских отрядов, созданию подполья, заброске разведчиков за линию фронта. Уже к сентябрю 1941 г. в Орловской области действовало 75 истребительных батальонов, объединивших десять тысяч человек. Они и стали основой партизанского движения. Когда осенью 1941-го кольцо немецких войск вокруг Брянска начало сжиматься, Емлютин с товарищами по оружию ушёл в глухие брянские леса.
Брянская область сыграла огромную роль в противостоянии фашистским оккупантам. Находясь на стратегическом направлении к Москве, она приковала к себе внимание значительных сил противника – группы армий «Центр».
Оперативная группа Емлютина, а впоследствии оперативно-чекистские отделы штаба и его соединения проводили подготовку диверсионных групп, связников, перебрасывали их в тыл врага за линию фронта, вели беспощадную борьбу с фашистской агентурой и предателями. С октября 1941 по апрель 1942 года, несмотря на непрерывные бои с немецкими войсками, Емлютин сумел создать 14 партизанских отрядов и 86 диверсионных групп общей численностью около 11 тысяч человек.
Д.В. Емлютин.
Бастион в тылу врага
Уже зимой 1941‒1942 гг. оккупанты почувствовали себя на брянской земле неуютно. Брасовский отряд взорвал механический завод и лесокомбинат. Подрывники навлинских партизан взорвали три эшелона. Дерзкую операцию по захвату Суземки совершили местные и навлинские партизаны вместе с украинским отрядом Александра Сабурова. В начале февраля партизанами атакован Трубчевск, было убито и ранено 108 фашистов и полицейских. А в посёлке Локоть в результате налёта и разгрома полиции был застрелен кровавый палач – бургомистр Воскобойник. Бойцы под командованием Д. Емлютиа освободили 410 населённых пунктов.
23 апреля 1942 года Д.В. Емлютин был назначен командиром объединённых партизанских отрядов юго-западных районов Орловской области. Если ранее партизаны действовали небольшими группами, то теперь они перешли к масштабным боевым операциям против регулярных частей вермахта.
Емлютин (второй слева) среди руководителей партизанского движения на Брянщине, 30 апреля 1942 года.
К весне 1942 г. партизаны были полными хозяевами брянских лесов – они держали под своим контролем обширную территорию, получившую название Брянского партизанского края. Это был настоящий советский бастион в тылу врага. Территория края тянулась на 260 километров с севера на юг и на 40-50 километров с востока на запад, включала более 500 населённых пунктов с населением свыше 200 тысяч человек. В партизанском крае были восстановлены партийные и советские органы, колхозы, работали промышленные предприятия и мастерские, четыре аэродрома, почта и связь, издавались свои газеты, функционировали медицинские пункты и госпитали. Емлютин создал военные курсы партизанской борьбы, где изучался бой из засад, действия в населённых пунктах, подрывное дело.
А 1 мая 1942 г. в деревне Чернь брянские партизаны под командованием Емлютина провели первомайский военный парад и демонстрацию жителей. Находившийся в это время у партизан военный кинооператор Иосиф Вейнерович вскоре отправил кадры на Большую землю и фильм о брянских партизанах показали в «Боевом киносборнике» почти во всех кинотеатрах страны.
В мае Емлютин писал в штаб партизанского движения: «Территорию нашего «края» мы условно разделили на четыре фронта – южный, западный, северный и юго-восточный». К августу 1942 года под руководством Емлютина в глубоком тылу врага сражались с врагом 57 отрядов и бригад.
Боевые операции продолжались. Д. Емлютин и сам ходил на задания ‒ лично взорвал очередной вражеский эшелон, проходивший по мосту на железнодорожном перегоне Брасово-Комаричи.
Конечно же, фашисты не могли смириться с тем, что в их тылу действует целый партизанский край. Партизаны выдержали неоднократные атаки карателей и регулярных войск гитлеровской армии. Особенно сильными они были в июле - августе 1942 года. Фашисты бросили против партизан около 100 тысяч солдат, действиями которых руководили штабы трех корпусов. Брянские партизаны во взаимодействии с народными мстителями Украины более месяца вели тяжелые бои с карателями, которым так и не удалось ликвидировать Брянский партизанский край.
Более того, 23 августа 1942 года Д. Емлютин собрал первую конференцию партизанских отрядов. На ней присутствовали 152 делегата от партизанских отрядов западных районов Орловской области и группы партизанских отрядов Украины.
Совещание командиров и комиссаров партизанских отрядов восьми районов Брянщины. Выступает т. Емлютин.
Во время войны немцы разыскивали семью Емлютиных, чтобы казнить. Они обещали большое вознаграждение тому, кто доложит, где скрываются мать и сёстры Дмитрия Емлютина. Оставаться на родине было опасно, поэтому их отправили на Большую землю.
Героями становятся
В конце августа 1942 года Дмитрий Васильевич вместе с руководителями партизанских отрядов Брянщины и Сумщины на самолёте отправился в Москву. Их принимал К.Е. Ворошилов, главнокомандующий партизанским движением. А на следующий день партизан пригласили в Кремль, где их принял Иосиф Сталин.
«Сталин смотрел на нас приветливо, хотя лицо его было утомлённым, ‒ вспоминал Емлютин. ‒ Светились поседевшие волосы. Он был в простом кителе… «Что же, товарищи, не спеша расскажите, как воюют и живут партизаны и наши советские люди, попавшие под ярмо немецких оккупантов. Как относится население к вам. Вы к населению…» ‒ Сталин посмотрел на меня. – «Ну, вы, товарищ Емлютин». Я встал, попросил разрешения разложить карту. Сталин и другие члены Комитета обороны внимательно слушали меня и что-то записывали.
Беседа продолжалась около четырёх часов и закончилась глубокой ночью. Сталин особо подчеркнул необходимость активизации «рельсовой войны».
А 2 сентября 1942 года вышел Указ о награждении 1080 партизан Брянщины правительственными наградами. За особые заслуги в развитии партизанского движения в тылу врага и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 года Дмитрию Васильевичу Емлютину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Группа командиров и комиссаров партизанских отрядов с М.И. Калининым во время приема их в Кремле. Август 1942 г. ЦДНИБО.
И снова – в бой
Борьба с врагом не прекращалась ни днем, ни ночью. Брянские партизаны, руководимые опытным чекистом Д.В. Емлютиным, взрывали железнодорожные мосты, эшелоны, склады с боеприпасами, истребляя вражеские гарнизоны.
В одном из отрядов партизанским связным был саратовец Дмитрий Прошин. В декабре 1942-го, вернувшись с задания, разведчик доложил Емлютину: на большаке Почеп-Трубчевск застряли гитлеровские автомашины, поджидают обоз в сорок подвод с боеприпасами и продовольствием. Партизаны напали на обоз, сопровождаемый танком и большой группой автоматчиков, и отбили его, потеряв только одного бойца.
Брянским партизанам выделили пять самолётов для постоянного базирования, доставили около 400 тонн грузов. Немудрено, что к весне 1943 года территория освобожденной партизанами брянской земли еще больше увеличилась.
Д.В. Емлюин среди партизан.
Центральным штабом партизанского движения был разработан план проведения операции по подрыву Голубого моста через реку Десну в районе Выгоничей. Партизанской разведкой было установлено, что железнодорожный мост служил для снабжения орловской группировки противника, через него ежедневно проходило до 34 эшелонов. Подступы к мосту были оплетены проволокой и заминированы. Общая длина моста составляла 280 метров.
В ночь на 8 марта 1943 года партизаны Емлютина взорвали Голубой мост. Важнейший участок железной дороги Брянск - Гомель был выведен из строя более чем на месяц.
Взрыв Выгоничского Голубого моста, 8 марта 1943 г. ЦДНИБО.
Согласно опубликованным документам, летом 1943 года Дмитрий Емлютин успешно руководил обороной края от двух немецких и двух венгерских дивизий.
Итоги борьбы брянских партизан, которыми командовал Дмитрий Емлютин, впечатляют. За 600 дней и ночей в тылу врага истреблено свыше 147 тысяч вражеских солдат и офицеров, около 2 тысяч взято в плен. Под откос пущено 800 вражеских эшелонов. Взорвано 82 моста на железнодорожных путях и 218 на грунтовых и шоссейных дорогах. Подорвано и сожжено 320 танков и танкеток, 7 бронепоездов, 1517 автомашин, 68 самолетов. Уничтожено 153 пушки, 471 склад с горючим, боеприпасами, продовольствием и обмундированием.
В конце 1943 года, когда вражеские захватчики были изгнаны с Брянщины, Дмитрий Емлютин стал заместителем начальника разведотдела Центрального штаба партизанского движения.
Трудная работа, опасная работа
А в 1944-м полковник Д. Емлютин вернулся к своей прежней чекистской работе: был назначен начальником Вольского районного отделения УНКВД по Саратовской области. Затем руководил Оргеевским отделом НКГБ в Молдавии. В январе 1948 года Д.В. Емлютин был переведён на должность начальника Мичуринского городского отдела УМГБ по Тамбовской области.
Работа была сложной и опасной. Отголоски минувшей войны напоминали о себе. Так, дочь Д. Емлютина Гелия вспоминала. Однажды, будучи маленькой девочкой, она ждала отца во дворе дома, он должен был подъехать на обед. Вдруг к ней подошла красивая, хорошо одетая женщина, спросила её имя и подарила настоящую куклу. Тогда ведь куклы были тряпичные. А эта – настоящая. Женщина ушла. Тут подъехал отец, вышел из машины и увидел куклу в руках у дочери. Он схватил игрушку и бросил как можно дальше. И, повалив дочь на землю, накрыл собой. Раздался оглушительный взрыв. Д. Емлютин спросил у дочери, какой была та женщина, куда пошла? Прочесали весь район. Никого не нашли. Таких покушений было несколько.
С апреля 1953 года Дмитрий Васильевич возглавлял один из оперативных отделов УМВД-УКГБ по Саратовской области.
Из воспоминаний подполковника КГБ в отставке Николая Ивановича Караваева: «Впервые я познакомился с Д.В. Емлютиным осенью 1944-го в Вольске на совещании, куда были созваны начальники районных аппаратов северо-восточных районов Саратовской области. Вначале Дмитрий Васильевич, только что назначенный руководителем, познакомился с присутствующими. Затем сделал доклад о партизанской борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Обсуждались вопросы тактики борьбы с немецкими агентами и диверсантами, которые забрасывались немцами самолетами в Саратовскую область.
В Саратове Емлютин был назначен начальником крупного оперативного отдела. Я был назначен заместителем к Емлютину.
В это время г. Саратов был открытым для посещения иностранцев городом. Но, имея важные оборонные объекты, он привлекал внимание иностранных разведчиков, которые, работая под прикрытием сотрудников своих посольств в г. Москве, пытались попасть в наш город в качестве «туристов». Интересовал их и г. Энгельс, так как там был военный аэродром. Мы принимали все оперативные меры, чтобы не допустить иностранных «туристов»-разведчиков к особо важным оборонным объектам в Саратове. А в г. Энгельсе им вообще так и не удалось побывать.
Наш руководитель Емлютин в работе был собран, подтянут и очень требователен как к себе, так и к сотрудникам отдела. Он умел не только хорошо говорить сам, но и слушать своих подчиненных. Никогда не настаивал только на своем «я». Всегда принимал советы подчиненных, если они шли на пользу оперативной работы.
Человек он был обыкновенный, простой. Часто после работы беседовал со мной, рассказывал о различных деталях партизанской борьбы. Все эти беседы переросли потом в дружеские отношения не только по службе, но и в быту. Мы дружили семьями. В работе мы с Емлютиным хорошо друг друга понимали и выполняли те задачи, которые ставило перед нами руководство управления.
В санатории он выезжать не любил. Во время отпуска Дмитрий Васильевич, как страстный рыбак, любил ловить рыбу. Имея хорошее ружье, часто бывал на охоте. Напарником у него в этих делах часто бывал и я. Чаще всего эти наши спортивные увлечения не приносили нам хороших результатов, от чего Дмитрий Васильевич горячился и расстраивался.
Д. Емлютин активно занимался и общественной работой. Он часто выезжал на заводы, в институты, техникумы и другие организации. Рассказывал о героической партизанской войне нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками.
Но время шло, здоровье партизана стало ухудшаться. В 1957 году Д.В. Емлютин вышел в отставку».
Д.В. Емлютин (в центре) среди партизан, 1943 г.
Но свою борьбу, теперь уже за воспитание молодого поколения, Герой продолжал. Он окончил заочное отделение исторического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Работал директором Саратовского областного книготорга.
Саратовцы полюбили Дмитрия Васильевича, он был частым и желанным гостем у воинов, на предприятиях, в пионерских отрядах. Его рассказы и выступления о боевых подвигах героев Партизанского края как бы роднили леса Брянщины и степи Саратовщины. Не один раз комсомольцы и школьники г. Саратова выезжали в Брянские леса, чтобы пройти партизанскими тропами, послушать рассказы стариков о легендарных подвигах партизан Брянщины. Д.В. Емлютин и сам водил комсомольцев по местам боев партизан.
Он выезжал к венгерским товарищам — бывшим бойцам интернационального отряда в Брянском партизанском соединении. Настольная медаль партизану — память о встрече с венгерскими товарищами — стояла на столе Емлютина, как символ боевой дружбы русских и венгров. Д.В. Емлютин поддерживал связь со многими боевыми друзьями, проживающими в различных городах нашей Родины, встречался с ними.
Завещание Героя
Из воспоминаний подполковника КГБ в отставке Николая Ивановича Караваева: «Как-то, я зашел к нему домой. Дмитрий Васильевич достал небольшой потёртый фанерный чемодан. Передав его мне, просил тщательно разобрать его содержимое и отобрать более ценные документы, записки, блокноты, вырезки из газет «Партизанская правда». Дмитрий Васильевич пояснил мне, что все отобранное надо передать Виктору Андреевичу Кедрову, который работал тогда, в 60-е годы, в нашем управлении и был молодым талантливым журналистом. Я выполнил просьбу Емлютина. С материалами из фанерного чемоданчика начали работать Виктор Кедров и опытный журналист Яков Горелик. Так в 1971 году появилась небольшая книжка Дмитрия Емлютина «Шестьсот дней и ночей в тылу врага».
Дмитрию Васильевичу эту книгу увидеть было не суждено. В 1966 году, после тяжелой болезни, его не стало. Он просил, чтобы похоронили его на Воскресенском кладбище недалеко от могилы Чернышевского, творчество которого и стиль жизни человека-борца Емлютину очень нравились. Эта последняя просьба Дмитрия Васильевича была выполнена. На его похороны с Брянщины приехали 17 партизан, из них 6 Героев Советского Союза. Могила Емлютина находится на Воскресенском кладбище Саратова, неподалеку от места, где похоронен Чернышевский».
Навечно в Памяти нашей
Имя Героя увековечили в Мичуринске, Брянске, Орле, Саратове – его именем названы улицы.
В мае 2013 года в г. Брянске был установлен бюст Д. Емлютина и разбит сквер на улице, носящей его имя.
Одна из улиц Саратова носит имя Героя. Управление ФСБ России по Саратовской области в 1997 году учредило ежегодную премию имени Д.В. Емлютина. Она вручается сотрудникам, особо отличившимся в оперативно-розыскной деятельности. В канун 50-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне на здании Управления была торжественно открыта мемориальная доска Герою. Есть мемориальная доска Д. Емлютину и на здании, где он работал в г. Вольске. В мае 2006 года по инициативе ветеранской научной общественности Саратовского государственного университета и при поддержке УФСБ на фасаде здания бывшего 4 корпуса СГУ (ул. Радищева), где учился Д.В. Емлютин, была открыта мемориальная доска Герою-контрразведчику.
Это позволяет через десятилетия пронести и сохранить память о войне, о Герое и его соратниках, отвоевавших нашу Родину у нацистских захватчиков. Это вдохновляет нынешних защитников безопасности Отечества на самопожертвование, храбрость и патриотизм.
Материал подготовила ветеран УФСБ России по Саратовской области, кандидат исторических наук Татьяна Бреус
Фото из открытых источников