25.04.25
02:41
12.75°C, пасмурно
USD 82.36
EUR 94.57

Меню

25.04.25
02:41
12.75°C, пасмурно
USD 82.36
EUR 94.57
12+

Уроки истории. Без права на забвение

12 мая 1944 года земля Крыма была очищена Красной армией от немецко-румынских оккупантов. Но люди, погибшие во время оккупации Крыма, ушли безвозвратно. До войны в Крыму проживали 1 млн 126 тыс. человек. Из них 135 тыс. нацисты убили, ещё 85,5 тыс. угнали в рабство в Германию.

Убивать мирных жителей вермахт продолжал и при отступлении. Комиссии по расследованию преступлений немцев (а в Крыму и румын) выясняли потом ужасающие факты убийств, совершённых ради развлечения, грабежей, изнасилований, бессудных расстрелов и издевательств.

Из документов, рассекреченных ФСБ России, известно: в Крыму было около 20 немецких и румынских разведшкол и групп, во время оккупации Крыма от рук нацистов погибли сотни тысяч мирных граждан.

Голод, холод, газ, расстрелы

Багерово находится в девяти километрах от Керчи. Из добываемого там камня строился когда-то этот посёлок. Во время войны каменоломня стала крепостью. Многочисленные воронки, подорванные входы, следы от пуль на стенах говорят о том, что бои здесь были серьёзные.Каменоломни у посёлка Багерово видели голодающих, замерзающих от холода, удушенных газом и заживо сожжённых людей.

Первая фамилия защитника Багеровских каменоломен установлена поисковиками в 1993-ем. На стене боец оставил автограф: «Кадыров Н.М., май 1942». Здесь был последний рубеж обороны для тех, кто не успел переправиться с советскими войсками через Керченский пролив. Большинство здесь и погибли.

Уроки истории. Без права на забвение Багеровские каменоломни.

В 1943-1944 годах в багеровских каменоломнях базировался партизанский отряд «Багеровская Шахта», располагался партизанский госпиталь. Отряд приступил к боевой деятельности 24 октября 1943 г. В него вошли местные жители-железнодорожники, колхозники, окруженцы и военнопленные – всего 240 человек. В каменоломни ушло также много женщин, детей, стариков, укрывшихся от бомбёжек и обстрела.

Отрядом командовал Степан Паринов, инженер-проходчик, сапёр по военной специальности. Он не смог в мае 1942-го уйти со своей воинской частью. На вооружении отряда было: 2 ручных пулемета, 3 автомата, 45 винтовок, 3 винтовки СВТ, 8 карабинов, много ручных гранат. Для подрывных целей партизаны использовали авиабомбы. Партизаны совершали диверсии на ж/д станции Багерово, где противник вёл погрузочно-разгрузочные работы. Партизанский отряд взорвал артиллерийский склад на станции Нижегорское и склады взрывчатки в посёлке Багерово; вывел из строя 5 паровозов, взорвав мины в топках; уничтожил 30 солдат и офицеров противника. Партизаны писали и распространяли листовки среди населения района и в частях противника. Диверсионные действия партизан вынудили врага оттянуть значительные силы на блокировку всех выходов из каменоломен.

Замуровав и заблокировав Багеровские каменоломни, гитлеровцы жестоко расправились с партизанами, ослабевшими и истощёнными от голода, болезней и ран. Ворвавшись 5 марта 1944 г. в каменоломни, фашисты расстреляли и задушили в душегубках 220 партизан.

Но уничтожали гитлеровцы не только партизан. Из показаний Антонины Олейниковой, скрывавшейся в катакомбах с августа 1943 до 10 февраля 1944: «В каменоломнях находилось очень много людей, примерно 700-800 человек, а может быть и больше. …немецкая полиция и жандармерия много раз предлагали нам выйти, но никто не вышел. Тогда немцы начали применять газы. …гитлеровцы начали наполнять горючей смесью бочки, поджигать их и сбрасывать внутрь. А чтобы никто не выходил из катакомб, фашисты охраняли все выходы.

Приходилось голодать и быть без воды. К началу 1944 г. многие лежали и не могли больше двигаться. 10 февраля 1944 г. карателям удалось проникнуть в каменоломни и арестовать всех, в том числе меня и мою семью. Всех нас поместили в лагерь на станции Семь Колодезей. Некоторых каратели расстреливали прямо на территории лагеря. Других вывозили подальше. Жертвами гитлеровцев стали мои муж и сын. При раскопках на местах расстрела я опознала их трупы. Всего было расстреляно около 600-700 человек, среди которых старики и дети».

Из акта о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков по Маяк-Салынскому району: «В Багеровских каменоломнях замучены голодом старики и дети… Хазов Илья 8 месяцев, Кучер Нина 3 лет… Из-за отсутствия воды дети собирали капельки воды в лужицах и сосали стены».

18 мая 1942 г., захватив посёлок Госметзавода, нацисты подожгли 80 зданий, в их числе поликлинику, аптеку, клуб и школу, занятые под госпитали. Там находилось 800 раненых красноармейцев, все сгорели заживо.

Из докладной записки «О работе 2-го Отдела НКГБ Крымской АССР за январь 1944 года»: «Немецкие солдаты в течение 3-х дней после захвата Керчи, ссылаясь на приказ Гитлера, грабили население, забирали ценности, одежду и другие предметы. Сопротивлявшихся советских граждан избивали, выгоняли из жилищ и расстреливали. В мае 1942 года немцы расстреляли до 400 бойцов и командиров Красной Армии, не успевших эвакуироваться из Керчи и скрывавшихся в Аджимушкайских каменоломнях.

Расстрелы и иные виды истребления советских граждан немцами проводились систематически. В сентябре-октябре 1942 г. на колонке Госметзавода г. Керчи арестовано и расстреляно 20 человек молодежи, якобы за связь с партизанами. В 1943 немцами был расстрелян 12-летний ребёнок за то, что он рвал в саду незрелые абрикосы. С ноября 1943 г. уничтожение советских граждан немцами в г. Керчи приняло огромные размеры. Ежедневно проводились массовые облавы и аресты, …расстреливалось каждую ночь до 200 человек».

Мёртвые улицы Старого Крыма

В ходе отступления 17-й армии вермахта из Крыма в Севастополь 11 апреля 1944-го один из отрядов крымских партизан вошёл город Старый Крым, перерезав дорогу отступавшим фашистам. Вечером того же дня к городу вышел один из немецких полков. Разблокировать дорогу ему не удалось.

В ночном бою немцы захватили один из городских кварталов – три улицы. Он находился в их руках 12 часов. Немецкие пехотинцы устроили в городе карательную акцию. Стали врываться в дома, выгонять людей, тут же расстреливать, закалывать штыками стариков, женщин, детей. Стреляли в окна, стреляли из танков по жилым домам. Расправа над мирным населением продолжалась всю ночь.

Партизаны и передовые отряды Отдельной Приморской армии, наутро освободив Старый Крым, обнаружили 584 убитых, около 100 раненых мирных жителей.

Уроки истории. Без права на забвение Мирные жители, убитые в Старом Крыму в апреле 1944 г. Из архива УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю.

Расследование преступления велось военной прокуратурой Отдельной Приморской Армии и контрразведкой СМЕРШ.

Вот лишь небольшая цитата из пространных описаний жестокостей вермахта: «Нередки были случаи мученической смерти граждан от пыток и издевательств. Клименко Надежда Силовна, рождения 1915 г. рассказывает о немецких пытках и казнях: «16 апреля мы… пошли втроём в г. Старый Крым к старой бойне искать трупы своих расстрелянных мужей. По дороге заметили свежий след от машины. Этот след привёл нас к свежей яме не вырытой, а полученной, по-видимому, от взрыва. Мы заметили большие каменные плиты, очень тяжёлые. Один камень с трудом подняли пять мужчин пастухов. Труп моего мужа не имел следов пуль, был совершенно синий, глаз, зубов, ушей не было, был только один нос. По-видимому, кровопийцы фашисты положили мужа и его товарищей живыми в яму, а каменными плитами их задушили. После этого мы их похоронили…»

Один из очевидцев рассказал: к его соседу пришли пятеро немцев. Выгнали из дома семью из 11 человек, в том числе шестерых детей и невестку с шестимесячным ребёнком, всех расстреляли. Пошли к другой соседке, вытащили её за волосы из дома, вывели её сестру с грудным ребёнком и всех расстреляли.

Другой свидетель расправы, солдат румынской армии, видел, как на базарной площади в Старом Крыму собрали большую группу женщин, детей, стариков, всего около 400 человек. К площади подъехали пять танков, откуда по людям начали стрелять из пулемётов. Танки врезались в толпу и стали давить гусеницами...

Уроки истории. Без права на забвение Фрагмент Акта Старо-Крымской районной комиссии ЧГК. 17.07.1944. Государственный архив Республики Крым.

В Старом Крыму немецкая армия показала, что по уничтожению гражданского населения обычная немецкая пехота может превзойти даже специальные команды СС и гестапо: немецкий пехотный полк вёл бой на прорыв и одновременно успевал уничтожать местных жителей со скоростью 50 человек в час. В живых на улицах, где проходили отступающие немецкие войска, не осталось никого.

И за все эти преступления в Крыму и на других территориях Советского Союза ненавистных нацистов гнали дальше на Запад, чтобы уже через год с ними покончить.

Севастопольский Нюрнберг

«Севастопольским Нюрнбергом» назвали судебный процесс о злодеяниях захватчиков в Крыму и на Кубани, проходивший в ноябре 1947 г. Главный обвиняемый – бывший командующий 17-й армией вермахта генерал-полковник Эрвин Йенеке.

Расследование вела оперативная группа контрразведки Черноморского флота и Крымской области. Допрошены сотни свидетелей преступлений нацистов, в их числе пленные румынские и немецкие солдаты. Солдат разведроты 3 батальона 1 румынской горнострелковой бригады Захарив Николай: «Мы с сержантом Штефаном поехали километров за сорок от Симферополя за сеном. Там мы увидели страшную картину. Немцы привезли на двенадцати автомашинах много русских детей, женщин и мужчин. Одежду складывали в кучу, а людей расстреливали партиями из пулемётов и сбрасывали в ров». Немецкий солдат Отто Фребель: «Мне известны случаи массовых расстрелов жителей в Симферополе. Там было убито 28-30 тысяч человек, в Феодосии я видел повешенных русских жителей». Рядовой 6 роты 2 батальона 122-го пехотного полка 50-й пехотной дивизии Веммер Эвергардт: «…грабят и насилуют все, в том числе и офицеры, а немецкое командование поощряет это, не делая снисхождения ни для русских, ни для крымчаков».

В Севастополе нацисты уничтожили более 27 тыс. человек, включая военнопленных, 45 тысяч угнали в Германию, 9 тысяч из них стали живым щитом-прикрытием для немцев, пытавшихся эвакуироваться на морских судах.

Уроки истории. Без права на забвение Вид Севастополя с самолёта в день его освобождения 9 мая 1944 г.

Есть в архивных документах фото генерала Йенеке перед отъездом из Севастополя: довольный, смеётся в окружении девушек-румынок. В июне 1945-го советские контрразведчики задержали Эрвина Йенеке.

11 июня 1945 года Йенеке арестовали советские войска в деревне Нидершене у города Фрейберг при попытке перейти в американскую зону оккупации. Скрывался под именем Антона Гердеса (фамилия супруги генерала) – служащего автопарка в Дрездене. Из постановления о предъявлении обвинения командующему 17-й немецкой армией генерал-полковнику Йенеке Эрвину Густаву: «Актом Чрезвычайной государственной комиссии установлено, что в Крыму фашисты убили 47233 военнопленных и 85447 советских граждан угнали в немецкое рабство. Общий ущерб, нанесённый немецкими захватчиками гражданам, колхозам, общественным организациям, предприятиям и учреждениям Крыма определен в сумме 14 267 414 400 рублей».

Уроки истории. Без права на забвение Эрвин Густав Йенеке (слева в 1-м ряду) на судебном процессе в Севастополе.

Перед военным трибуналом Черноморского флота он предстал уже совсем с другим лицом. Трибунал огласил приговор гитлеровцам 23 ноября 1947 г. Йенеке и его подельники-офицеры получили по 25 лет лишения свободы, нижние чины – по 20. Более сурового наказания Уголовный кодекс СССР тогда не предусматривал.

К сожалению, ни Йенеке, ни другие осуждённые не отбыли до конца сроки наказания. В октябре 1955 г., на основании соглашения между правительствами СССР и ФРГ об установлении дипломатических отношений, немецких преступников вернули в Западную Германию. Там их немедленно освободили.

Рассекреченные документы подтверждают: организаторами и участниками преступлений в Крыму были офицеры и военнослужащие регулярных частей вермахта. В беспрецедентной жестокости они превзошли даже карательные команды СС и гестапо. Эти факты перечёркивают все попытки обелить вермахт и оправдать немецких военнослужащих, которые якобы просто принимали участие в боевых действиях, а к геноциду мирных жителей отношения не имели.

В июле 2022 года Верховный суд Крыма признал преступления нацистов на полуострове в 1941-1944 годах геноцидом. Все преступления против человечности не имеют сроков давности ни в уголовном праве, ни в памяти людей.

 

Материал подготовила ветеран УФСБ России по Саратовской областикандидат исторических наук Татьяна Бреус

Фото из открытых источников

21 мая 2024, 10:43 3015 Поделиться: 0
Уроки истории. Без права на забвение
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх