04.08.20
07:10
+18°C, ясно
USD 73.43
EUR 87.29

Меню

04.08.20
07:10
+18°C, ясно
USD 73.43
EUR 87.29
12+

Сергей ЛОМАКИН: «Борьба с коррупцией будет комплексной»

9 декабря Россия вместе со всем миром в 16-й раз отметила День борьбы с коррупцией. Провозглашенная по инициативе Генассамблеи ООН дата символизирует стремление общества бороться с его главным злом. Проблему коррупции считают глобальной и понимают, что противодействовать ей можно только совместными усилиями. В канун этой даты корреспондент СП пообщался с прокурором города Саратова Сергеем Ломакиным

”Сергей

- Сергей Сергеевич, расскажите, как борется с коррупцией главное надзорное ведомство города, что изменилось за последний год, и каковы основные итоги этой работы?

- Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции сегодня является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. За 9 месяцев текущего года в регионе выявлено 3358 нарушений в антикоррупционной сфере, принесено 559 протестов на незаконные правовые акты, в суды направлено 92 заявления, внесено 779 представлений, по результатам их рассмотрения на 917 лиц наложено дисциплинарное взыскание, к административной ответственности привлечено 159 лиц, по результатам надзорных проверок возбуждено 59 уголовных дел.

Если говорить о специфике выявленных нарушений, то это предотвращение и урегулирование конфликта интересов, возмещение, в том числе в рамках гражданского судопроизводства, ущерба от коррупционных правонарушений, несоблюдение антикоррупционных запретов и ограничений, таких, как непредставление сведений о доходах, расходах и имуществе, выявление административных правонарушений и коррупционных правонарушений в бюджетной сфере, включая государственные и муниципальные закупки, а также при использовании государственного и муниципального имущества, выявление нарушений в реализации контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере ЖКХ, выявление особо значимых преступлений коррупционной направленности и устранение коррупционных факторов из нормативно-правовых актов и их проектов, выявление преступных схем и механизмов. Добавлю, основные усилия прокуратуры направлены на совершенствование регионального и муниципального антикоррупционного законодательства

- Расскажите поподробнее о конфликте интересов? Что он подразумевает?

- Под конфликтом интересов понимается любая ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. В качестве примера приведу известный всем факт, имевший место в Саратовской областной Думе, когда народные избранники принимали на должность помощников своих родственников. Это не только способствовало личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, но и позволяло получать доход из бюджета. По данным фактам прокуратурой области было внесено представление в облдуму. На сегодняшний день трудовые отношения с этими помощниками прекращены. Кроме того, чтобы исключить подобные прецеденты в будущем, на рассмотрение областной Думы внесен законопроект, который запрещает депутатам принимать на работу по срочному трудовому договору помощников, состоящих с ними в близком родстве или свойстве. В мае этого года эта законодательная инициатива была принята.

- А как в Саратове и в регионе в целом обстоят дела с сокрытием сведений о доходах?

- Это еще одно наше приоритетное направление надзорной деятельности в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства. Только за 9 месяцев текущего года органами прокуратуры региона выявлено 1320 нарушений в предоставлении сведений о доходах, внесено 214 представлений и направлена 1 информация. В связи с чем к дисциплинарной ответственности привлечено 482 лица.

Не остается в стороне и прокуратура города Саратова. Помимо ежегодной работы по проверке достоверности сведений, представленных в справках служащими поднадзорных органов, в этом году проведена работа по совершенствованию муниципальных правовых актов. Долгое время обязанность ежегодно предоставлять сведения о доходах была возложена лишь на должностных лиц, замещающих высшие и главные должности в муниципальной службе и в органах местного самоуправления. В итоге огромный пласт чиновников, в том числе замещающих должности и имеющих значительные коррупционные риски, выпадал из-под прокурорского контроля. Прокуратура Саратова вмешалась в эту ситуацию и направила в Саратовскую городскую Думу мотивированные предложения о расширении перечня должностных лиц местного самоуправления, отчитывающихся о доходах и расходах. Данная инициатива успешно прошла обсуждение на профильных комиссиях, получила одобрение депутатского корпуса и на очередном заседании Думы, состоявшимся в ноябре текущего года, была рассмотрена положительно. Решением представительного органа перечень должностных лиц органов местного самоуправления, предоставляющих соответствующие сведения, расширен на 50 должностей.

Таким образом, уже к декларационной кампании 2020 года количество муниципальных служащих, предоставляющих соответствующие справки, существенно увеличится, что будет способствовать профилактике коррупционных проявлений.

Кроме того, прецедентом для региона стало досрочное прекращение депутатских полномочий депутата городской Думы по решению суда в октябре этого года. По результатам проверки в 2017 и 2018 году народный избранник на 54 миллиона рублей занизил собственное финансовое положение и на 2 миллиона рублей уменьшил доходы своей супруги, а также предоставил недостоверные сведения о своей недвижимости.

- Сталкиваются ли сотрудники прокуратуры с какими-либо сложностями в правоприменении антикоррупционного законодательства на практике?

- Несмотря на определенные результаты в реализации антикоррупционного законодательства и преодолении отдельных сложностей в правоприменении, остаются моменты, которые, по нашему мнению, нуждаются в доработках.

Прокурорские проверки в государственных и муниципальных учреждениях нередко выявляют случаи, когда руководители принимают на работу, в том числе и своими замами, близких родственников, что определенно увеличивает коррупционные риски. Однако действующее законодательство для работников бюджетных учреждений не предусматривает запрета на замещение должностей при непосредственной подчиненности или подконтрольности одного другому и не обязывает принимать меры к урегулированию конфликта интересов и, следовательно, нести ответственность в таких случаях. Так, прокуратура Саратова выявила факт безвозмездного использования имущества муниципального образовательного учреждения. МАОУ «Лицей гуманитарных наук» на протяжении нескольких лет заключал договор о передаче своего нежилого помещения площадью 500 квадратных метров «Гимназии гуманитарных наук». В ходе проверки выяснилось, что директор муниципального лицея является учредителем частного образовательного учреждения, а директор гимназии - ее дочь. Несмотря на явную коррупционность такой ситуации обвинить директора в нарушении норм антикоррупционного законодательства нельзя. Можно говорить лишь о нарушении локальных актов, изданных во исполнение требований статьи 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции». Таким образом, руководители муниципальных учреждений не несут ответственность при наличии в их действиях коррупционных рисков, так как в федеральном законодательстве отсутствуют соответствующие нормы.

- Какие меры могли бы исправить ситуацию?

- Предотвратить злоупотребление служебным положением и снизить коррупционные риски мог бы ряд запретов и ограничений для руководства предприятий и учреждений, которые финансируются из бюджета. Усовершенствовать действующее законодательство могло бы также усиление ответственности депутатов за неисполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, особенно, когда речь идет о лоббировании коммерческих интересов бизнес-структур и получении преференций для организаций, в том числе владельцем которых являются они.

Законодательство позволяет органам местного самоуправления или суду по заявлению высшего должностного лица прекратить полномочия депутатов городской Думы и лиц, замещающих муниципальную должность, из-за нарушений антикоррупционного законодательства. При этом для депутатов регионального уровня, как и лиц, замещающих госдолжности субъектов РФ, ФЗ «О противодействии коррупции» такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий, не содержит. И это при том, что депутаты областной Думы обладают внушительным перечнем прав и полномочий, которые при наличии личных интересов дают широкий спектр для коррупционной деятельности. Предлагается также внести ряд дополнений в действующее законодательство для лиц, замещающих должности руководителей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а именно – обязать их предоставлять сведения не только о доходах и имуществе, но и о расходах.

- Сергей Сергеевич, а можно ли говорить о каких-то изменениях в антикоррупционном законодательстве, которые уже приносят результаты?

- Активная работа ведется в рамках указания Генпрокурора РФ о привлечении к ответственности юридических лиц, от имени которых или в чьих интересах совершаются коррупционные преступления.

Так, за 9 месяцев текущего года органами прокуратуры области возбуждено 18 дел об административном правонарушении по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ, 2 из них – прокуратурой города. Суды рассмотрели 17 таких материалов. В результате 16 юридическим лицам назначены штрафы на общую сумму 12 500 000 рублей, при этом большая часть из них уже взыскана.

Актуальным остается и вопрос взыскания назначенных штрафов, в том числе и в рамках исполнительных производств. Так, прокуратура Саратова в текущем году возбудила 2 административных производства по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ в отношении ООО «Квинтет». Эта организация занималась перемещением, хранением и возвратом задержанных в Саратове транспортных средств. Работники «Квинтета» передавали взятки сотрудникам ДПС за увеличение количества эвакуированных автомобилей. Организации назначили штраф в размере 1,5 миллиона рублей. В рамках полномочий, закрепленных статьей 27.20 КоАП РФ, прокуратура города ходатайствовала о наложении ареста на имущество и денежные средства ООО «Квинтет» в судебном порядке. Фемида наши требования удовлетворила, что позволило взыскать штраф с должника в максимально короткие сроки. Добавлю, что раньше подобные взыскания с юридических лиц были реальной проблемой, так как организации за время судебного процесса успевали провести процедуру отчуждения имущества, что лишало прокуроров возможности как-то повлиять на ситуацию. В итоге большинство таких дел заканчивались в связи с невозможностью взыскания.

- А как обстоят дела с противодействием коррупции при трудоустройстве бывших госслужащих на работу в коммерческие организации?

- Прокуратура Саратова наработала обширную практику понуждения работодателей к расторжению трудовых договоров с бывшими госслужащими, которые ранее выполняли функции госуправления над этими организациями, если данные трудовые отношения возникли в нарушение норм закона. За 9 месяцев этого года выявлено 4 таких нарушения. Так, суд удовлетворил требование прокуратуры города к одной из фирм, оказывающей коллекторские услуги, прекратить трудовой договор с бывшим судебным приставом-исполнителем. Кроме того, по материалам прокуратуры города за 9 месяцев 2019 года 9 лиц привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ с назначением штрафов на общую сумму 480 000 рублей, из которых 290 000 рублей на сегодняшний день реально взыскано.

- Какие планы в антикоррупционной сфере прокуратура Саратова ставит на будущий год?

- Правоприменительная практика складывается, нарушения устраняются, а многих из них удается избежать на стадии профилактики. Вместе с тем у нас остается ряд нерешенных вопросов, над которыми нужно работать совместными усилиями, только при таких условиях эта борьба будет эффективной и результативной. Прокуратура города продолжит проверки доходов и расходов должностных лиц из органов власти, законность расходования бюджетных средств, работу по координации правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. Работа прокуратуры в антикоррупционном направлении будет такой же комплексной и коснется всех сфер жизни города.

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ:

За 11 месяцев 2019 года прокуратура Саратова:

- выявила 100 фактов нарушений антикоррупционного законодательства, что на 22 больше, чем в 2018 году;

- принесла 7 протестов для их устранения, что аналогично показателям прошлого года;

- направила 6 заявлений в суд, что значительно превышает показатели 2018 года;

- внесла 29 представлений, что также превышает показатели прошлого года;

- привлекала 30 должностных лиц к дисциплинарной ответственности (в 2018 году таких было 54);

- привлекла 11 должностных лиц к административной ответственности (в 2018 году – 7);

- направила 8 материалов в порядке статьи 37 УПК РФ (в 2018 году их было 6);

- по материалам прокуратуры города возбуждено 7 уголовных дел (в 2018 году- 6).

284 Поделиться: 0
наверх