Писатель, сценарист и драматург
Выпускник филологического факультета Саратовского госуниверситета большую часть жизни прожил в Саратове. Он работал грузчиком, учителем, журналистом и редактором. На волне творческой славы в 2000-х наш земляк перебрался в Москву, но не забывал про родной город. Здесь он встречался с читателями и ставил свои пьесы. Спектакли по текстам Слаповского играли в саратовском ТЮЗе и «Балаганчике». Сейчас на малой сцене драмтеатра можно посмотреть загадочную историю «Сошедший с поезда», в которой наш земляк выступил режиссером-постановщиком, и мультимедийную комедию «Две матери, две дочери» на большой сцене.
Алексей Слаповский родился 27 июля 1957 года в Саратовской области. Детство будущего драматурга прошло в поселке Жасминный и в Саратове. Еще в младших классах он увлекся чтением. Однажды ему попалась книга «Приключения доисторического мальчика» Эрнеста д’Эрвильи, которая натолкнула на мысль, что автор не мог знать событий, которые происходили сотни лет назад, а значит, просто их выдумал.
- И подумал я тогда, какая это интересная профессия - быть писателем! – вспоминал Слаповский.
После университета он работал на саратовском телевидении, где занимался обращениями читателей – выезжал к хозяевам протекающих крыш и зачинщикам бытовых ссор в коммуналках, а потом делал из этого сюжеты. Напротив молодого корреспондента сидела его начальница, уверенная, что подчиненный трудится над новой передачей. Однако основная работа занимала у Алексея лишь пару часов, а все остальное время он сочинял пьесы. Диалоги просто звучали у него в голове. Так родилась его первая драматургическая работа – «Шнурок, или Любил, люблю, буду любить».
Филологические связи работают и в мире театра, они помогли Слаповскому показать свой текст драматургу Виктору Розову, который его одобрил. Алексей Иванович вспоминал, как гордо ходил с рукописью в дипломате по Москве. А на Красной площади с ним даже приключилась забавная история. Замки его старого дипломанта раскрылись от порыва ветра, и листы бумаги разнесло по мостовой. Молодой человек принялся собирать их, а за этим действием пристально наблюдали милиционеры.
Пьесу «Шнурок» поставили в ярославском ТЮЗе, и этот успех подтолкнул Слаповского сочинять новые пьесы. Так продолжалось до тех пор, когда он стал замечать, что в его текстах становится все меньше диалогов и все больше ремарок, и перешел к прозе. Повести молодого саратовца печатали в журнале «Волга», который, как и все литературные издания, в те годы пользовался невероятной популярностью. Талантливому автору предложили место в редакции, а когда материалов не хватало, он ставил свои тесты. Так появились романы Слаповского «Я – не я» и «Первое второе пришествие».
В 90-х книги саратовского автора уже выходили и за рубежом, и он посещал международные семинары литераторов. Параллельно с пьесами и прозой наш земляк ухитрялся писать сценарии для кино, правда, тогда еще в стол. К концу 90-х один из них попал к известному оператору Дмитрию Долинину и его жене, режиссеру Нийоле Адоменайте. Супруги нашли для Алексея продюсера, которая, в свою очередь, познакомила саратовца с первыми лицами канала ОРТ. По итогам этой встречи Слаповского попросили написать сценарий для какой-нибудь сериала. Так получилась мелодрама «Остановка по требованию». Затем вышел полюбившийся самому сценаристу детективный сериал «Участок» о деревенском участковом и многие другие.
Сам Алексей Слаповский к сотрудничеству с центральным ТВ относился неоднозначно и считал, что среди его заказных работ бывали и неудачные. И чтобы не скатиться в творческую депрессию, он выработал особый рабочий алгоритм: полгода занимался коммерческим проектом и зарабатывал, а полгода писал то, что хотел.
Отражение духа
К своим слабым работам Слаповский относил продолжение культовой комедии «Ирония судьбы, или С легким паром». Процесс создания фильма, по его словам, протекал уныло, а по требованию продюсера, режиссера и гендиректора ему приходилось многократно вносить правки в сценарий. После выхода этой картины Алексей Иванович зарекся работать коллективно.
«Иногда не напечатать что-то так же важно, как напечатать», – считал писатель. Как и каждый мастер, он критично относился к своему творчеству, поэтому на его компьютере осталось немало недописанных вещей. А еще он много размышлял о судьбе России. В 2017 году вышел роман «Неизвестность. Роман века», в котором автор сделал попытку разобраться в проблемах российского общества с 1917 по 2017 год. Слаповский также рассказывал, что работает над сценарием к сериалу времен Ивана Грозного.
В Москве наш земляк жил скромно. Основное пространство однокомнатной квартиры писателя занимала библиотека. Известность не мешала Слаповскому активно поддерживать молодых коллег. Начинающим авторам он советовал не спешить с кино и писать сценарии, когда уже «поставил голос и набил руку». Он объяснял это тем, что пьесы можно много раз ставить в театрах, а кино выходит в одном-единственном экземпляре.
Под хорошей экранизацией Слаповский понимал не скрупулезное повторение сюжета, а отражение духа исходного произведения. Одной из таких работ он считал четырехсерийный телевизионный фильм «Я – не я» Андрея Красавина с Владиславом Галкиным в главной роли. В копилку качественных проектов Алексей Иванович занес и криминальный сериал «Консультант». В основу его сюжета легла реальная история самого страшного советского маньяка Чикатило. Но в отличие от большинства сценаристов Слаповскому удалось избежать присущей этому жанру чернухи и сделать акцент на истории четырех подозреваемых и противостоянии двух следователей. Обе эти работы получили высокие оценки на «Кинопоиске».
Идеологическая установка, который придерживался Слаповский, не позволяла его киногероям употреблять жаргонизмы и просторечные слова. В своих интервью он признавался, что хотел бы делать авторские сериалы вроде тех, что снимают Netflix или HBO, но в России это долго оставалось невозможным. Еще в 2008 году наш земляк написал роман «Пересуд» о захвативших междугородний автобус зэках. Основанную на реальных событиях историю наш земляк переработал в сценарий, а потом несколько лет ходил с ним к продюсерам и режиссерам. Большинство интересовались текстом, но до дела так и не доходило. И только в 2020 году режиссер Александр Франскевич-Лайе приступил к съемкам. Картина вышла на экраны летом 2022 года, и далеко не все в ней устроило Слаповского, но в целом фильм он принял и рекомендовал его друзьям и зрителям.
Двойное удушье
На встрече с саратовцами в сентябре прошлого года Алексей Иванович презентовал две новые книги - «Недо» и «Страж порядка», а также рассказал о работе над романом-фантасмагорией «Мечта». Главный герой его произведения - госслужащий, который ностальгирует по советскому прошлому. В итоге он решается на участие в проекте по строительству коммунизма в российской деревне.
Теплая дружба долгие годы связывала Алексея Слаповского с актером и режиссером, выпускником Саратовской театральной школы Сергеем Пускепалисом. Пускепалис стал самым активным постановщиком пьес Слаповского в театре. Благодаря ему тексты нашего земляка звучали в ГИТИСе, Самаре, Магнитогорске и Омске. В 2005 году Сергей Витауто поставил в молодежном театре Уфы пьесу «Клинч». Спустя 10 лет Алексей Иванович написал сценарий к ее экранизации. Этот фильм с Алексеем Серебряковым в главной роли стал первой и последней режиссерской работой Пускепалиса в кино. В тот же год в Саратовском ТЮЗе состоялась премьера еще одной совместной работы дуэта Пускепалиса и Слаповского – спектакля «Приключения Солнышкина» по мотивам повести Виталия Коржикова. Однако впоследствии между двумя талантливыми авторами возникли разногласия, их пути разошлись, и совместных работ не стало.
Сергей Пускепалис трагически погиб в ДТП в сентябре этого года. Слаповский пережил его лишь на три месяца. В декабре Алексей Иванович попал в больницу с тяжелой пневмонией. Состояние писателя медики оценивали как критическое и не давали ему шансов. Однако он справился и, как казалось, пошел на поправку. Свои будни в реанимации, которые слились в тягостные мысли о сегодняшнем дне, сценарист описал в пронзительной новелле «Удушье», которую опубликовал в соцсети. Друзья, коллеги и поклонники писателя отметили, что смерть не отступила, а как бы дала Слаповскому небольшую отсрочку и возможность договорить недосказанные на этой Земле слова.
5 января Алексей Иванович снова почувствовал себя плохо и вызвал скорую. В столичном центре пульмонологии у писателя констатировали обширное поражение легких. Алексей Слаповский умер в реанимации 8 января.
Смерть сценариста стала шоком не только для его родных, близких и коллег.
На странице Слаповского в одной из социальных сетей оставляют сообщений десятки знакомых и незнакомых ему людей, включая земляков. Те, кто знал писателя лично, отмечают его величайший талант, честность и умение с иронией и грустью смотреть на происходящее, оставаясь человеком даже в самых сложных ситуациях.
Театр потерял, но люди – еще больше
Журналист и режиссер-документалист Елена Погребежская вспомнила о съемках своего фильма – победителя «ТЭФИ» – «Продавец крови». Герой этой картины саратовец Игорь Алексеев стал писателем после того, как заболел тяжелой болезнью. Алексей Слаповский помог начинающему коллеге написать первый сценарий и дал много напутствий.
Актриса и режиссер Екатерина Мажуль призналась, что много лет искала автора, с которым могла бы чувствовать схожее, «чтобы не писать самой, а просто брать и ставить», и таким автором стал для нее Слаповский.
Режиссер и преподаватель ГИТИСа Дмитрий Николаев рассказал, что монологи Слаповского студенты ценят и любят, как Шекспира и Окуджаву.
Драматург Мария Малухина призналась, что Алексей Слаповский был первым драматургом, который говорил с ней на равных, что помогло ей поверить в себя: «Живой, эмоциональный, остроумный, точный, быстрый умом человек. Талантливейший русский писатель!»
Писатель Владимир Гуга вспомнил читку одной из последних пьес Слаповского «Повар Лира» в проекте СТД РФ «Боярские палаты» в мае 2022 года, а режиссер Вениамин Спальник рассказал о работе со Слаповским над его пьесой «Сестры»: «Редко удается пообщаться с настоящим Гражданином и Честным человеком…»
Драматург Родион Белецкий констатировал, что со смертью Слаповского театр много потерял, но люди потеряли еще больше.
Алексея Слаповского похоронят в Москве, об этом сообщила дочь писателя Алла. У писателя остались жена Елена и родственники в Саратове.
Автор Юлия Дашкевич.
Фото Владимира Аронова.