17.09.19
20:45
+17°C, облачно, небольшой дождь
USD 64.12
EUR 70.6

Меню

17.09.19
20:45
+17°C, облачно, небольшой дождь
USD 64.12
EUR 70.6
12+

Саратовцы продолжают доверять мошенникам. "СП" разбиралась почему это происходит и как обезопасить себя от обмана 

Технический прогресс заставляет мошенников двигаться в ногу со временем и искать новые и более совершенные способы обмана

Саратовцы продолжают доверять мошенникам. СП разбиралась почему это происходит и как обезопасить себя от обмана 

Молодые все похожи

Таисии Сергеевне 83 года. Недавно пожилую женщину ограбили дома. Незнакомка представилась соседкой с 1-го этажа и попросила разрешения войти. Доверчивая пенсионерка впустила гостью.

- Молодежь я плохо знаю, они все похожи. И эта тоже темненькая, как женщина снизу, - объясняет Таисия Сергеевна.

Гостья рассказала, что ей должны привезти мебель, нужно срочно расплатиться, и попросила у старушки взаймы 10 тысяч рублей. Таисия Сергеевна прониклась чужой проблемой и полезла в наволочку за «похоронными». Увидев тайник пенсионерки, незнакомка оживилась, а нужная ей сумма резко увеличилась. Так, пожилая женщина отдала «соседке» 58 тысяч рублей, правда, попросив взамен расписку. Но паспорта у гостьи не оказалось.

- Сейчас принесу, - пообещала она и убежала с деньгами.

Таисия Сергеевна попыталась догнать «соседку», но та оказалась проворней.

«Делайте, что вам говорят!»

Юрий Николаевич мужчина среднего возраста, которого, казалось бы, трудно обмануть. Но когда вечером, 31 марта, ему пришла СМС о том, что обслуживание его карты приостановлено, мужчина поверил и позвонил по указанному номеру.

- На том конце сообщили, что я попал в контактный центр, мой звонок будет записываться, затем переключили на «отдел безопасности», - вспоминает Юрий Николаевич. – Мужчина, который представился Владимиром, велел мне срочно идти к ближайшему банкомату: чтобы разблокировать карту, по его словам, нужно было повторить операции, которые накануне проделали мошенники, то есть снять деньги несколько раз. Когда я спросил, зачем, мужчина резко меня одернул: «Делайте, что вам говорят!».

Последующие события Юрий Николаевич вспоминает как страшный сон. За одну ночь он снял и перевел неизвестным… 180 тысяч рублей! Осознание, что произошло, пришло лишь утром. Юрий Николаевич несколько раз набирал злополучный номер. «Вы позвонили в контактный центр!», - говорил ему автоответчик, а потом раздавались длинные гудки. И только позже, в кабинете следователя, ему удалось дозвониться до мошенников.

- Я в полиции!.. - сообщил он дрожащим голосом в трубку.

- Доброго дня! – невозмутимо ответил ему мужской голос и отключился.

Защита на карту

Пенсионерке из Саратова Татьяне Анатольевне из «службы безопасности» позвонили сами. Приятный мужской голос назвал женщину по имени и сообщил, что неизвестные пытались снять средства с ее карты.

- Меня спросили, совершала ли я покупки в супермаркете или в Интернете, – рассказывает Татьяна Анатольевна. - Я ответила, что из-за больной ноги три дня не выхожу из дома. Потом мне прислали код, который я должна была переслать им, поинтересовались, есть ли у меня карты других банков, и сказали, что нужно предупредить и их.

Татьяна Анатольевна дала данные всех своих карт. Спустя пару минут женщине снова позвонили. Мужчина представился сотрудником другого банка и рассказал, что ему якобы передали информацию коллеги. Далее последовали указания по «безопасности» карты. К счастью, чтобы посмотреть новые коды, пенсионерке приходилось отключать телефон.

- Если вам позвонят из банка, – скажите, что вы сами снимаете деньги, - подсказывали Татьяне Анатольевне ее «спасители».

- Я почувствовала неладное и позвонила в настоящую службу поддержки банка. Мне сказали, что это мошенники, и быстро заблокировали карты.

Таким образом, они успели снять лишь 9700 рублей, - облегченно вздыхает пенсионерка.

Доверяй, но проверяй!

Если Таисия Сергеевна попала на удочку к традиционным представителям так называемого контактного мошенничества, то Татьяна Анатольевна и Юрий Николаевич стали жертвами «бесконтактников». Этот вид обмана граждан с помощью сотовой связи и Интернета. Главная сложность в раскрытии таких дел, как объясняют полицейские, в том, что мошенники работают по всей России и используют номера, зарегистрированные на различные компании или вообще на несуществующих лиц.

«СП» по совместно с УМВД России по городу Саратову собрала ТОП самых популярных способов мошенничества в нашем городе.

1. СМС-сообщения о блокировке банковской карты

Сообщение может прийти с разных номеров, в том числе и 8-800 и 900.

Что делать?

Позвонить на «горячую линию» своего банка (номер обычно указан на обратной стороне карты), или прийти в ближайшее отделение своего банка и уточнить информацию.

Что нельзя делать!

* Паниковать и бежать к банкомату.

* Диктовать номера с карты, как на передней стороне, так и на обратной.

2. Покупки и продажи на сайтах бесплатных объявлений

В группе риска здесь и продавцы, и покупатели. В первом случае покупатель сообщает, что находится в другом городе, и просит у продавца данные карты, чтобы перечислить деньги. Вместе с номером и данными о владельце злоумышленники просят назвать секретный трехзначный номер на обратной стороне карты. Помните, что, получив его, мошенники могут переводить себе деньги с вашей карты. Будьте бдительны, если видите на сайте товар с заниженной стоимостью, а продавец требует сделать предоплату.

Если вы продавец:

* Ни в коем случае нельзя называть трехзначный номер с обратной стороны карты!

Если вы покупатель:

* Что бы ни говорил вам продавец, не делайте предоплаты и не оплачивайте товар до его получения!

3. Осторожно – вирус!

Это, пожалуй, самый страшный вид мошенничества, жертвой которого может стать любой пользователь системы «Андроид» и услуги «Мобильный банк».

На практике чаще всего страдают держатели карт «Сбербанка» с подключенной услугой «Мобильный банк». Вирус попадает в телефон через игры или другие программы, скаченные в «Плей-маркете». С его помощью злоумышленники «сканируют» информацию и через «Мобильный банк» получают доступ к банковской карте. Впоследствии через удаленный доступ мошенники могут распоряжаться денежными средствами пользователя карты.

Что нельзя делать!

* Заходить на непроверенные сайты, предоставлять беспрепятственный доступ в телефон детям, так как они могут скачать вирус.

* Скачивать непроверенные программы и приложения в «Плей-маркете».

Что делать!

* Установить хотя бы какой-нибудь проверенный антивирус.

4. Покупки в Интернете

Этот вид мошенничества по-прежнему остается одним из самых распространенных. Подозрения должен вызвать сайт или человек с требованием 100 % предоплаты за заказанный товар (одежда, техника, автозапчасти и т.д.), в том числе популярные сайты «Одноклассники» и «ВКонтакте», где практикуется такой вид услуг, как совместные покупки. Как правило, после получения денег сайт или аккаунт блокируются. 

Правоохранители объясняют, что раскрыть такие преступления всегда сложно по той причине, что сайты, которые используют аферисты, регистрируются в других регионах с помощью подставных лиц.

Что делать?

* Перед покупкой прочитать отзывы других покупателей

* Посмотреть дату создания сайта. Для этого наберите его название без тройного «www» или через сайт http://www.whois-service.ru/.

* Если сайт существует меньше года, это должно вызвать подозрение.

Что не делать!

* Покупать на непроверенных сайтах.

* Отправлять предоплату.

5. Звонки от «родственников»

Один из самых «старинных» способов бесконтактного мошенничества актуален и сегодня.

Правоохранители напоминают, что звонить «родной человек» (а на самом деле мошенник) может лично, объясняя искажение голоса последствиями избиения или ДТП, а также через посредников (сотрудника полиции, следователя и т.д.).

Главное оружие мошенников – это внезапность, а основная задача – не дать своим жертвам позвонить реальному родственнику. Поэтому аферисты требуют оставаться на связи и как можно быстрее передать деньги.

Что делать?

* Уточнить у мошенника полные анкетные данные вашего родственника.

* Позвонить родственнику и убедиться, что у него все хорошо.

Что не делать!

* Передавать деньги!

6. «Закинь денег на карту!»

Еще один очень «древний» способ обмана действует с самого момента возникновения массовой мобильной связи, а теперь и в социальных сетях. Мошенники взламывают страницу пользователя и просят от его лица перечислить им деньги на телефонный номер или банковскую карту. 

Что делать?

* Перепроверять любую информацию.

* Связаться с владельцем аккаунта и уточнить, действительно ли ему нужна помощь.

* Если вашу страницу взломали, сообщить об этом администратору социальной сети.

* Чаще менять пароли.

* Регулярно проверять компьютер или телефон на наличие вирусных программ, которые могут передавать мошенникам пароли от аккаунта.

Что не делать!

* Заходить на подозрительные сайты, где запрашивают ваши логины и пароли.

7. «Деньги отправил!»

Этот сравнительно новый вид мошенничества можно отнести к категории контактных. Жертвами его становятся пользователи сайта «Авито» и ему подобных. Мошенник договаривается с продавцом товара о личной встрече. «Покупатель» говорит, что его все устраивает, и якобы отправляет продавцу деньги на карту, используя заранее приготовленную заготовку с суммой перевода и датой. Продавец передает товар, но оплату так и не получает.

Что делать?

* Попросить, чтобы покупатель пришел с наличными.

* Заключать сделку рядом банкоматом.

* Позвонить в банк и узнать, был ли перевод карты покупателя продавцу.

Знайте!

Если вы стали жертвой мошенника, обращайтесь в Дежурную часть УМВД России по городу Саратову, телефоны: 74-70-15, 74-70-16, 74-70-17,

или по телефону: 02 (с моб.: 102)

Только цифры

334 случая мошенничества зарегистрировано в Саратове за два месяца 2019 года.  

126
наверх