25.04.24
03:57
°C,
USD 93.29
EUR 99.56

Меню

25.04.24
03:57
°C,
USD 93.29
EUR 99.56
12+

Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником

Петр Колчин – человек, который поражает своим жизнелюбием, энергией и активностью. С трудом верится, что прошлой осенью ему исполнилось 94 года. Судьба распорядилась так, что он участвовал во всех крупнейших военных сражениях, включая прорыв блокады Ленинграда, Курскую дугу и масштабнейшую наступательную операцию «Багратион». Более 40 лет послевоенной жизни Петр Дмитриевич отдал железной дороге, где прошел путь от дежурного по станции до начальника отдела кадров управления Приволжской железной дороги.

Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником

Петр Колчин родился в 1924 году в селе Козловка Пензенской области. Ближайшая ветка железной дороги на Петровск проходила в 30 километрах от деревни, поэтому о железнодорожном транспорте в те годы мальчик имел слабое представление. Жизнь в глухой деревне не уберегла семью Колчиных от репрессий. В 1937 году отца арестовали, а позже расстреляли. Шлейф «сына врага народа» преследовал Петра вплоть до начала войны. По этой причине его не приняли в военное училище.

Войну он встретил в родной Козловке. В первые дни вместе с одноклассниками копал противотанковые рвы, а затем по совету дяди, председателя местного сельсовета, поступил в школу ФЗО в Пензе (в начале 40-х молодежь направляли сюда в порядке мобилизации трудовых резервов).

- Зимой 1941 года нас привезли на станцию Чаадаевка, где под прикрытием велосипедного завода собирали технику для фронта. Я шел учиться на токаря, а получил аттестат железнодорожника с мобилизацией, о чем нисколько не жалею. Я полюбил железную дорогу на всю жизнь, - признается ветеран.

 

Поезд-легенда

Петр Дмитриевич совсем немного поработал кондуктором, а потом получил повестку на фронт. После ускоренной подготовки молодого солдата определили в дивизион бронепоездов на Ленинградский фронт.

Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником

Легендарное вооружение Красной Армии – бронепоезда - зарекомендовали себя еще в Гражданской войне. И хотя прообразы этих уникальных машин использовали и в Европе, ставку там сделали на авиацию и танки. Советской армии понадобились и те, и другие. Бронепоезда оказались незаменимы в маневровых боях, вблизи железнодорожных магистралей и складов с оружием и боеприпасами и быстро стали грозой фашистских танков и истребителей. Кавалеристы и пехота завидовали экипажам подвижных составов, но служба на бронепоезде не была легкой. По инструкции в экипажи набирали невысоких, но крепких солдат с твердым характером. Теснота, нестерпимая жара летом и пронизывающий холод зимой, гарь от паровозного дыма и пороха – в таких условиях служили солдаты. Бронированные листы защищали от пуль, но не от снарядов – поэтому в экипажах постоянно были убитые и раненые. Здесь молодой ефрейтор Колчин прошел свое боевое крещение.

Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником

- Я служил штурвальным на бронепоезде «Сталинец», - рассказывает Петр Дмитриевич. – Наш основной дивизион на станции Будогощь постоянно бомбили. А нам то ли везло, то ли немецкая разведка здесь работала хуже. Однако досталось и нам. По тревоге ночью все бронепоезда отправили к реке Волхов. У понтонного моста скопилась группа немецкой техники: танки, бронетранспортеры, заправщики и солдаты. Мы хорошо видели их, а они нас. Наш командир приказал нанести удар по «хвосту» колонны, чтобы не дать им уйти. План сработал, но уцелевшие танки открыли ответный огонь. На помощь немцам прилетела авиация. Самолеты бросали бомбы, но промахивались. В этом бою мы сбили немецкий истребитель и взяли в плен летчика, однако не избежали потерь. Под бомбежками сдетонировала одна из платформ бронепоезда, и погибли люди.

Сам Колчин получил тогда свое первое ранение. Осколок снаряда оторвал кусок его каски, и тот скальпелем влетел ему в висок.

 

Залпы Победы

В кровопролитных боях советским железнодорожникам удалось прорвать блокадное кольцо вокруг Ленинграда и восстановить километры путей. В голодающий город доставляли продовольствие, а в обратном направлении вывозили людей. Но боевой путь ефрейтора только начинался. С рубежей Ленинграда «Сталинец» перебросили на пылающую огнем Курскую дугу. Немцы регулярно подрывали рельсы и устраивали засады для поездов, но экипажи ухитрялись «перебинтовывать» искореженные пути металлическими пластинами и выбирались из западни. В рядах наступающей Советской Армии экипаж бронепоезда Петра Колчина восстанавливал железнодорожные пути в Белоруссии и в Польше. Победу ефрейтор встретил в Берлине и даже расписался на Рейхстаге.

- После объявления капитуляции командиры велели расстрелять обойму и сдать трофейное оружие, - вспоминает Петр Дмитриевич. – Победные залпы в воздух раздавались по всему Берлину.

Накануне советские войска получили строжайший приказ не трогать гражданское население, которое, к слову, встретило советских солдат довольно тепло.

Петр Колчин крайний слева

Еще два года Петр Колчин проработал в Германии. Бронепоезда вывозили на советские предприятия новейшее оборудование с немецких заводов. Говорят, что станки из Германии установили даже на Саратовском авиационном заводе. Затем еще два года бронепоезд «Сталинец» и Петр Дмитриевич восстанавливали железнодорожные пути на Западной Украине.

В те годы чекисты вели здесь борьбу с формированиями УПА*. Боевики нередко нападали на советских солдат, охотились в основном за красными погонами пехоты и внутренних войск, иногда по ошибке из-за малиновых погон доставалось и военным медикам. Но железнодорожников не трогали.

Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником

На фоне противостояния НКВД и УПА* происходили ужасные вещи. Молодые железнодорожники частенько ходили в ближайшее село на танцы. Однажды местные всучили им листовки и велели зачитать в казарме. Девятнадцатилетние ребята по глупости принесли бумажки в часть. Через три дня за ними приехали из НКВД. Военный трибунал приговорил всех трех к 7 годам лишения свободы…

 

Андижанский делает остановку…

В родную Козловку Петр Колчин вернулся лишь в 1949 году. Мать не хотела отпускать сына, просила остаться в селе, но Петр твердо решил работать на железной дороге и уехал в Саратов. Сначала Петр Дмитриевич трудился дежурным, а затем начальником станции Лесопильный. Здесь он встретил свою будущую жену Наталью Константиновну, с которой душа в душу прожил 58 лет и ради которой решился на маленькое должностное нарушение.

- Моя знакомая, продавец с соседнего шпалозавода, попросила меня остановить на полминуты пассажирский состав Москва – Андижан, - рассказывает Петр Дмитриевич. – Сестра продавщицы ехала на этом поезде к ней в гости, и они решили, что выйти здесь будет удобней. Я долго не соглашался, объяснял, что в лучшем случае получу выговор. Но женщина не сдавалась. Андижанский приблизился к станции, и я подал сигнал остановки машинисту. Пассажирка, которую звали Наталья, быстро выпрыгнула из вагона, и поезд тронулся. Девушка оказалась симпатичной, и мы стали встречаться, через полгода расписались, а еще через год у нас родился сын Виктор.

Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником

С болью в душе Петр Дмитриевич покинул станцию Князевка, где работал первым замом начальника, но учеба в институте инженеров железнодорожного транспорта была несовместима с такой ответственной должностью. Два десятка лет Петр Колчин трудился в управлении Приволжской железной дороги. Не оставил железную дорогу он даже после выхода на пенсию.

Сейчас у Петра Дмитриевича двое внуков и трое правнуков. Сын Виктор продолжил семейное дело и вплоть до выхода на пенсию работал машинистом путевой машинной станции. В преддверии каждого Дня Победы руководство Приволжской железной дороги собирает свои золотые кадры за праздничным столом. Концерты, подарки и воспоминания о боевом прошлом дорогого стоят. К сожалению, ряды ветеранов Великой Отечественной войны редеют. Но самые стойкие из них - Иван Дмитриевич Колчин и его приятель Михаил Леонтьевич Тупицкий - обязательно встретятся и поднимут за Победу боевые 100 грамм.

- Приятно, что о нас не забывают, - говорит Петр Дмитриевич. - Выделяют путевки в нашу железнодорожную здравницу «Волжские дали». Хотя при таком высоком уровне медицинского обслуживания, как в нашей дорожно-клинической больнице, санатории не нужны.

Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником

А еще Петр Дмитриевич любит путешествовать и планирует посетить Байкал.

- Приволжский филиал АО «Федеральная пассажирская компания» предоставляет мне бесплатный проезд с питанием из Саратова до Москвы и из Москвы до Владивостока, - рассказывает ветеран. - Все, что есть в моей жизни – дала мне железная дорога, и я благодарен ей за это.

 

*УПА - организация, деятельность которой запрещена в РФ.

                  

 

23 апр 2019, 17:00 4963 Поделиться: 0
Железная дорога дала ему все. В преддверии Дня Победы «СП» пообщалась с легендарным железнодорожником
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх