«Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязательный досудебный порядок урегулирования споров не предусмотрен.
Под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.
Для того, чтобы в судебном порядке изменить или расторгнуть договор, потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок. Такой порядок установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Кроме того, направление претензии необходимо по договорам об оказании услуг связи и перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом, а также при заявлении требования о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
При этом потребитель освобождается от обязанности направлять претензию, если у него есть основания для одностороннего отказа от договора, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, но он предпочитает обратиться в суд с иском о признании договора расторгнутым. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 18, договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ», - разъяснила прокурор Кировского района.