«Кому-то выгодно донести собственное видение ситуации, которое необязательно соответствует действительности. Для этого и создаются фейки, которые потом максимально тиражируются», — уточнил преподаватель.
«Их распространяют для решения каких-то политических, бизнес-задач, в том числе по теме коронавируса. Например, фейки могут распространяться про вакцину «Спутник», что она якобы имеет какие-то побочные эффекты. Опять же, это делается в коммерческих интересах, чтобы ее дискредитировать и не пустить, скажем, на зарубежные рынки. Такое вполне возможно», — отметил Александр Казаков.
Напомним, АНО «Диалог» и РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий) оценили уровень доверия россиян к информационным ресурсам. По результатам совместного исследования, основным источником фейковой информации опрошенные считают онлайн-СМИ (74%), реже — телевидение и традиционную прессу (64%), социальные сети (38%), гораздо реже — мессенджеры. Только единицы (5%) считают друзей, родственников и знакомых недостоверными источниками.
Также 63% опрошенных убеждены, что распространение лживой информации в соцсетях представляет серьезную опасность. Чаще всего люди сталкиваются с фейками, связанными с российской политикой и шоу-бизнесом, чуть реже — со здравоохранением, политической ситуацией в мире, экономикой и финансами.
По мнению профессора, с фейками нужно бороться.
«Во многих странах мира есть специальные учебные дисциплины, посвященные медийной грамотности. На этих курсах молодежи рассказывается, как фейки выявлять, вскрывать, как можно перепроверять информацию и тд. У нас это пока только начинает развиваться», — подчеркнул преподаватель.
Он считает, что сейчас анализировать информацию россиян заставляет жизнь.
«Когда фейков было гораздо меньше, никому не приходило в голову информацию перепроверять. После того, как это стало всеобъемлющим явлением, люди, которые не хотят стать жертвой манипуляций, вынуждены сами этим заниматься», — сообщил профессор.