19.04.21
12:39
+9°C, облачно
USD 75.55
EUR 90.46

Меню

19.04.21
12:39
+9°C, облачно
USD 75.55
EUR 90.46
12+

Герои черно-белых кадров : к 100-летию саратовской театральной школы «СП» вспомнила ее учеников прошлых лет

Выпускники одной из самых известных и перспективных в России театральных школ - саратовской - востребованы по всей стране. В этом году alma mater артистов отметила свое 100-летие! К этой дате в Саратовском театральном институте запустили проект, посвященный самым первым выпускникам школы – звездам еще черно-белого кино, к которому присоединилась и Панорама Саратова

Подготовкой профессиональных актеров в Саратове занялись в 1920 году после открытия  Высших государственных мастерских театрального искусства. Ректором первого в областном центре высшего театрального учебного заведения назначили сотрудника «Известий Саратовского Совета», преподавателя отдела искусств и режиссера Абрама Роома.

Азы актерской профессии первые студенты постигали в обгоревшем и полуразрушенном здании бывшего магазина «Пассаж» на углу Московской и нынешней Радищева. Из 824 человек пролетарской молодежи в счастливчики попали чуть более ста, позже в их ряды влились и талантливые воспитанники театральных студий.

 

«Саратовский Ленин»

Среди первых учеников мастерских был и Николай Колесников. Уроженец села Николаевский (ныне Октябрьский) Городок в нынешнем Татищевском районе прославился удачными воплощениями Ленина в театре и кино. Внешне Колесников настолько походил на вождя мирового пролетариата, что для выхода на сцену актеру достаточно было приклеить бороду и усы.

В театральные мастерские 22-летний Николай пришел после земледельческого училища. По окончании учебы он немного работал в советских органах госбезопасности, затем  играл в Пензенском, Ашхабадском, Карельском и Архангельском драматических театрах. Войну актер встретил в Омской драме, где считался ведущим артистом.

Играть вождя мирового пролетариата в те годы считалось ответственным заданием, которое доверяли не каждому артисту. Чтобы максимально изучить своего персонажа, актер лично встречался с Надеждой Крупской, которая в итоге благословила его на роль. Он много общался с секретарем вождя Лидией Фотиевой, просмотрел фильмы-хроники с Ильичом и изучил все материалы музея Ленина и музея Революции.

В студии при театре, где Николай Николаевич преподавал художественное слово, среди его учеников был и будущий народный артист СССР Михаил Ульянов. По его воспоминаниям, Колесников обладал не просто внешним сходством с Лениным, но и умел удивительно вживаться в эту роль. «Играл он Владимира Ильича глубоко, сдержанно, без лишнего умиления и театрального подчеркивания характерности образа, - подчеркивал Ульянов. – Колесников не был знаком ни с самим Лениным, ни с первым исполнителем его роли в Вахтанговском театре Борисом Щукиным, но он знал, что голос его персонажа и его черты берегут в памяти люди, которые придут на спектакль. И боялся обмануть их ожидания».

Одной из лучших его «ленинских» ролей в театре стал спектакль «Человек с ружьем». Премьера состоялась в Омске в канун годовщины Октябрьской революции в ноябре 1938 года. Первые зрители с замиранием сердца ждали выхода «Ильича» и гадали, насколько актер будет похож. Коренастую, энергичную фигуру в коротком пальто, с характерными запоминающимися жестами зал встретил шквалом аплодисментов. Роль Ленина настолько срослась с Колесниковым, что сделала его едва ли не главной фигурой в Омске. На всех демонстрациях и митингах актера в образе вождя пролетариата торжественно возили по городским улицам на грузовике. Карьера артиста шла в гору, а в годы войны он даже был депутатом Омского горсовета.

Умение перевоплощаться в один и самых востребованных персонажей того времени открыло актеру дорогу в кино. Свою первую роль – сектантского попа - он сыграл в фильме Луки Ляшенко «Волчьи тропы» о классовой борьбе в период создания колхозов в 1930 году. Второй значимой его работой стала роль Ленина в картине «Свет над Россией» по пьесе «Кремлевские куранты» в постановке Сергея Юткевича. Будучи уже студентом столичного Щукинского училища, Михаил Ульянов частенько заходил к своему первому наставнику - Колесникову, который как раз снимался в «Свете над Россией», и поражался той энергетике, которая охватывала актера во время съемок. «Суровый и неулыбчивый, он буквально расцветал, когда говорил о своей работе», - вспоминал Ульянов.

По типичным для сталинской эпохи причинам эта картина дошла до зрителей лишь спустя 35 лет: во время просмотра Сталин упрекнул создателей картины, что его собственный образ недостаточно прописан. В итоге фильм запретили.

Последней работой Николая Колесникова в кино стал фильм «Сталинградская битва» Владимира Петрова, где он сыграл командующего Юго-Восточным фронтом. Премьера 1-й серии этой киноленты состоялась 9 мая 1949 года (кстати, спустя несколько лет из нее вырезали сцены с участием Лаврентия Берия).

В послевоенные годы Колесников работал на Мосфильме и в столичном Малом театре, затем перебрался поближе к родным местам, в Куйбышев, где до конца жизни играл в местном театре драмы. Одной из его лучших ролей здесь стал Антип Зыков в спектакле «Зыковы» по Максиму Горькому. В начале 50-х актер получил звание народного артиста СССР. Умер Николай Колесников в июле 1959 года, не дожив до своего 62-го дня рождения всего день.

 

Саратовские гены Горшениных

Спустя два года после открытия театральные мастерские в Саратове перебрались в новое здание бывшего театра имени Ленина на Соборной площади, напротив «Липок». В 1923 году на учебной базе мастерских появился театральный техникум под руководством артиста Саратовского театра драмы, режиссера и педагога Ивана Слонова. Актерское образование здесь давали за 3 года на хозрасчетной основе. В числе первых выпускников диплом тут получил и 19-летний Борис Горшенин из Кузнецка Пензенской области. Горшенин играл в Саратовской драме, затем в театрах Ашхабада и Ярославля, пока в середине 30-х годов окончательно не обосновался в труппе Архангельского театра драмы, где стал ведущим актером и народным артистом РСФСР. За годы карьеры актер так же довольно часто играл Ленина.

Яркой работой Бориса Николаевича в кино стала роль бывшего колчаковца, американского фермера Трофима Бахрушина в драме «Серый волк» Тамары Родионовой по мотивам романа Евгения Пермяка 1962 года. Спустя год актер сыграл инспектора Лунева в драме «Улица Ньютона, дом 1» Теодора Вульфовича на модную в те годы тему «физиков и лириков». В этой киноленте снялись многие звезды советского кино, включая Ролана Быкова, Виталия Соломина, Зиновия Гердта и Леонида Быкова. 

Умер Борис Горшенин в 1974 году в возрасте 65 лет в Архангельске, где его и похоронили. У актера была театральная семья, его супруга актриса Валентина Соловьева играла с ним на одной сцене. По стопам родителей пошла их дочь Наталья. Театральную династию также продолжила внучка актера - Татьяна Горшенина, которая специально оставила именитую фамилию деда.

Татьяна Горшенина, актриса Архангельского кукольногот театра, внучка Бориса Горшенина

После школы она мечтала выучиться на переводчицу и работать за рубежом, но театральные гены сделали свое дело. Татьяна попала в Архангельский кукольный театр, где работает уже более 38 лет.

- Дед по амплуа был комиком, а бабушка-красавица - инженю и героиня, горжусь, что я принадлежу к этой династии, - подчеркивает Татьяна.

У актрисы два взрослых сына, один из которых, имея диплом стоматолога, увлекается народным театром, так что гены - действительно вещь сильная!

 

Саратовская королева

Одна из тех актрис, которые потрясают зрителей до глубины души, - Вера Ершова - прославилась тем, что переиграла едва ли не все женские роли из русской и зарубежной классики. Еще одна выпускница Саратовского театрального техникума обладала даром делать каждый свой образ по-королевски изысканным.

Вера Ершова родилась в революционном 1917 году в семье шеф-повара саратовского ресторана и портнихи на дому. В 7 лет она посмотрела спектакль «Принц и нищий» и  «заболела» театром, но родители увлечение дочери не поддерживали и даже требовали расстаться со сценой. После школы актриса народного театра Вера Ершова пошла в ФЗУ, где почти год проучилась на электромонтера, пока не увидела объявление о наборе в театральный техникум.

С первых дней в профессиональном театре ей давали главные роли. Она играла шекспировскую Джульетту, Ларису Огудалову из «Бесприданницы» и Луизу из Шиллера в Курском театре. В начале войны актриса недолго работала в Саратове. В 1943 году 26-летняя Ершова перебралась в Куйбышевскую драму, где сразу стала примой. В театре Вера познакомилась со своим любимым и единственным мужем – актером Николаем Кузьминым, с которым прожила более 40 лет. Их отношения были настолько романтичными и крепкими, что после его смерти актриса долго не могла прийти в себя.

В театре Вера Ершова сыграла такое количество ролей, что не могла их сосчитать: Мария Стюарт, королева Елизавета Английская, Аркадина в «Чайке», Анна Павловна в «Афинских вечерах» и десятки других характерных героинь вошли в историю Куйбышевской драмы. Критики часто сравнили ее с Сарой Бернар. Как и легендарная французская актриса, Ершова всю себя отдавала театру и публике. Артистка всегда приходила в театр задолго до начала спектакля и тщательно готовила грим и костюмы, а после выхода на сцену долго разбирала каждый свой жест и паузу.

А вот в кино Вера Ершова сниматься не любила и относилась к кинематографу прохладно, отшучиваясь, что «еще не доросла» до него. На экране ее можно увидеть дважды - в эпизоде фильма «Белая земля» в 1970 году и в главной роли постаревшей примадонны оперного театра в драме «Прошедшее вернуть» 1988 года. Незадолго до смерти Ершовой молодой самарский режиссер Алена Самсонова сняла о ней документальный фильм. В картину вошли воспоминания друзей и близких артистки о ее детстве, юности, а также отрывки из ее лучших театральных работ. 

Вера Ершова в фильме "Прошедшее вернуть"

Даже в преклонных годах актриса оставалась статной и стройной. Секрет ее идеальной фигуры заключался в диете. Ершова мало ела и лишь в гостях позволяла себе чуть-чуть салатика, картошечки или бутерброд. А потом еще две недели почти ничего не ела. В возрасте глубоко за 80 актриса выходила на сцену на высоких каблуках. Бытовала легенда, что, будучи на отдыхе в местном санатории, Вера Ершова по просьбе отдыхающих устроила творческий вечер и перед выходом на сцену споткнулась на своих высоких каблуках и сломала ногу. Но потом уже в гипсе с костылями, но все так же на каблуках предстала перед публикой. На недоуменные вопросы артистка ответила, что в противном случае ей до конца жизни придется носить обувь на плоской подошве. 

Умерла Вера Ершова в апреле 2006 года в возрасте 89 лет. Похоронили народную артистку СССР, лауреата премии «Золотая Маска» в Самаре по ее просьбе рядом с мужем и в ее любимом театральном синем бархатном платье с длинным розовым шарфом.

(Продолжение следует)
21 дек 2020, 16:39 621 Поделиться: 0
наверх