«Человек из Подольска»
Эту абсурдную пьесу Дмитрия Данилова в стиле Франца Кафки сегодня часто играют в российских театрах и показывают в кино. Ее героя - 30-летнего сотрудника муниципальной газеты с большими мечтами и маленькими амбициями - однажды задерживает московская полиция, ну а то, что происходит дальше, едва ли поддается логическому объяснению и больше напоминает чей-то злой аттракцион.
Главная идея пьесы Данилова сводится к тому, чтобы показать типичному человеку прелесть его обычного мира и объяснить, что счастье заключается в мелочах.
Свою версию «Человека из Подольска» в Саратовской драме планировали показать еще в феврале этого года, но тогда спектакль не успели отрепетировать, и режиссер Игорь Коняев отложил премьеру до весны. Тогда еще никто не знал, что саратовские театры вообще закроют на карантин, который растянется до зимы.
Лауреат Госпремии актер и режиссер Игорь Коняев живет в Санкт-Петербурге и ставит спектакли по всей стране. Его постановки играют в Питере, Калининграде и в Сибири. Саратовцы имели возможность познакомиться с режиссерским стилем Коняева по постановке «Завтрак у предводителя» 2003 года. «Человек из Подольска» стал тем значимым сценическим материалом, ради которого режиссер нашел окошко в своем насыщенном рабочем графике и приехал в Саратов.
По словам самого Коняева, спектакль связан с его покойным другом, актером и театральным педагогом, бывшим худруком Саратовской драмы Антоном Кузнецовым. После смерти Антона Коняев долго не хотел приезжать в Саратов, так как город ассоциировался со множеством связанных с Кузнецовым воспоминаний, а позже просто не хватало свободного времени. Так продолжалось до тех пор, пока в Севастополе режиссер случайно не встретился с нынешним худруком Саратовской драмы Григорием Аредаковым и актрисой Эльвирой Данилиной. После разговора стало ясно, что за эти годы театр кардинально изменил репертуарную политику, и Коняев решился освежить его репертуар своей работой.
Несмотря на популярность материала, режиссер подчеркивает, что не оглядывается на других постановщиков и готовил принципиально свой материал. Работать по-другому ему просто неинтересно.
- Я гарантирую: никто не ожидает того, что будет. Я сам не ожидал, что получится то, что получается. Надеюсь, что будет весело. Потому что «Человека из Подольска» можно сделать по-разному, - подчеркивает он.
Главного героя в спектакле сыграл Андрей Седов, в постановке также заняты Дмитрий Кривоносов, Александр Фильянов, Александр Каспаров, Илья Ульянчев и Александр Островной. Единственную женскую роль – женщины-полицейского - режиссер отдал блистательной Эльвире Данилиной.
- Мне важно было понять, что есть артисты, с которыми я смогу сделать эту историю, - пояснил свой выбор Коняев. - Чем лучше артист, чем больше ты его знаешь, понимаешь, любишь и работаешь на него, - тем ярче и блистательнее он на сцене.
Две матери и две дочери
С эскизом еще одной премьеры этого сезона – мультимедийной комедии «Две матери и две дочери On-Off» Алексея Слаповского - саратовцев впервые познакомили на лаборатории современной драматургии «Видимоневидимо» еще летом прошлого года. Зрители приняли пьесу тепло, поэтому ее включили в репертуар. По словам Алексея Слаповского, новую пьесу, как и предыдущую работу в Саратове – спектакль «Сошедший с поезда» – он хотел поставить сам, но не смог «ни столько из-за коронавируса, сколько из-за обстоятельств». В итоге его заменил другой саратовец, актер и режиссер столичного Российского академического молодежного театра Александр Доронин.
- В период пандемии хочется побыть с родными людьми, и это будет семейная история, - рассказала руководитель литературно-драматургической части театра Ольга Харитонова.
За себя говорит и название спектакля «Две матери и две дочери»: ее героини – представительницы трех поколений одной семьи – бабушка Надежда, ее дочь Илона и внучка Аглая. Одним летним вечером они собрались на даче и поговорили по душам. Фишка в том, что история показана не так, как она происходит в реальности, а через СМС-переписки и видеозвонки героинь подругам или мужчинам. Поэтому одни и те же события тут предстают в разных интерпретациях. «Современный человек живет дважды — когда живет и когда об этом рассказывает», - гласит авторский эпиграф к пьесе.
Главные роли в новой постановке играют Тамара Джураева, Татьяна Родионова и Дарья Ревина. В спектакле также заняты Екатерина Локтионова, Юрий Кудинов, Александр Каспаров, Андрей Седов и Сергей Ванин.
Актриса Татьяна Родионова, сыгравшая Илону, рассказала, что работать с пьесами мастера легких интриг и тонкого юмора Слаповского для нее особенное счастье, так как он очень любит и понимает женщин.
Сказка и дипломники
Третью премьеру театр посвятил детской аудитории - это музыкальная сказка «Последний волшебник» по пьесе столичных авторов Татьяны Осиной и Марины Ошариной. В прошлом году этот текст стал победителем конкурса лучших пьес «Автора на сцену!», и Саратовскому театру драмы выпало право первыми поставить ее.
Над сценическим воплощением сказки поработал режиссер Николай Покотыло. Зрителям он знаком по премьере прошлого сезона «Восемь любящих женщин» и спектаклю «Мафия и нежные чувства». В спектакле заняты Максим Локтионов, Татьяна Родионова, Зоя Юдина, Андрей Казаков, Александр Каспаров, Дмитрий Кривоносов, Денис Кузнецов, Александра Коваленко, Екатерина Локтионова и Анастасия Парамонова. Создатели обещают показать премьеру зрителям, как только снимут ограничительные меры.
Еще две премьеры для театра подготовили студенты театрального института Саратовской консерватории вместе со своим мастером, актрисой и режиссером Эльвирой Данилиной. Это спектакль «Адам женится на Еве» по пьесе Руди Штраль. Главные герои постановки – влюбленные, которые желают зарегистрировать свои чувства, но вместо ЗАГСа попадают на ТВ-шоу, где им предстоит доказать, имеют ли она право зарегистрировать брак. Сдача состоялась в октябре на Малой сцене.
Вторую постановку – «Август: графство Осейдж» Трейтси Леттс, также на Малой сцене, студенты сдали в середине ноября. Спектакль рассказывает о большой семье Уэстонов, где внезапно пропал отец и три дочери, а все остальные члены семейства перетряхивают скелеты в чужом шкафу и страстно и импульсивно ищут виноватых.