29.10.20
17:46
-3°C, ясно
USD 77.55
EUR 91.26

Меню

29.10.20
17:46
-3°C, ясно
USD 77.55
EUR 91.26
12+

Классика, которая ломает штампы! В Саратовском ТЮЗе показали почти современного Достоевского

«Фому Опискина» по праву можно назвать последней премьерой прошлого года. Спектакль показали в Саратовском ТЮЗе в канун Нового года всего лишь один раз, а потом из-за болезни одного из актеров премьера на целых три месяца исчезла из репертуара. Таким образом, второй раз «Фому Опискина» увидели только в апреле. Те, кому посчастливилось оценить творение главного режиссера ТЮЗа Алексея Логачева, зимой успели рассказать своими друзьям и знакомым, что спектакль получился замечательный. Поэтому второй показ прошел при аншлаге.

О пьесе

Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» Федор Достоевский начал писать в период ссылки в Сибирь. Процесс растянулся на два года. За это время Федор Михайлович успел перебраться в Петербург и написать еще одну повесть - «Дядюшкин сон». Достоевский писал, что вложил в «Село Степанчиково» свою кровь, плоть и душу и поэтому возлагал на это произведение большие надежды. Однако на современников писателя особого впечатления повесть не произвела. И только после смерти автора она получила заслуженное признание, а имя ее главного героя – Фомы Опискина стало нарицательным. Впервые в театре «Село Степанчиково» поставили в 1919 году в МХТе. Опискина тогда сыграл знаменитый Иван Москвин. В последующие годы эту роль на разных ценах и в том числе и в кино воплощали самые разные актеры, включая Льва Дурова и Сергея Юрского.

Когда два года назад Алексей Логачев пообещал, что репертуар Саратовского ТЮЗа будет ориентироваться на классику, никто не предполагал, что она будет настолько осовремененной. Авторы постановки не случайно подчеркивают, что «Фома Опискин» - это классика, которая ломает штампы. История о том, человек с уязвленным самолюбием, слуга, и шут, и приживальщик в недавнем прошлом обретает власть, актуальна и символична в наши дни. «Зависть, сплетни, ябедничество, доносы, таинственные шипения» - типичная картина там, где обитают такие люди. Но «Село Степанчиково» - это драма и комедия одновременно, поэтому все события наполнены оригинальным юмором.

Инсценировку к спектаклю главный режиссер написал сам и уверяет, что она максимально приближена к авторскому тексту. В «Фоме Опискине» Алексея Логачева много креатива, оригинальных сюжетных решений и неожиданных форм подачи. При всей масштабности спектакля режиссер предпочел камерную Малую сцену. Оригинальное здесь начинается сразу после первого звонка. Зрителей рассаживают по подобию амфитеатра с трех сторон вокруг сцены, которая получается внизу. Хотел ли режиссер сыграть постановку в модном сегодня жанре иммерсивного театра без стен или преследовал какие-то другие цели доподлинно неизвестно, но получилось очень необычно и интересно. Еще одна весомая особенность «Фомы Опискина» - это минимум декораций и предметов на сцене. Художник-постановщик Ольга Колесникова сделала акцент на костюмах персонажей и оставила сценическое пространство максимально свободным.

Одежда актеров выдержана в строгой, стильной черно-белой гамме без привязки к какому-то определенному времени. В дополнении с белыми стульями, которые в этой постановке не просто элемент мебели, а часть сценического антуража сцена приобретает вид шахматной доски.  Все эти сценические находки и приемы делают постановку невероятно зрелищной. Несмотря на то, что спектакль длится более трех часов, он смотрится на одном дыхании.

Об актерах

Изюминка «Села Степанчикова», в том, что эта постановка собрала на одной сцене целую плеяду ТЮЗовских мэтров, включая Тамару Лукину, Валерия Емельянова, Александра Федорова, Нину Пантелееву, Владимира Конева и Тамару Цихан и позволила максимально раскрыться молодым актерам. В постановке заняты едва ли не все ведущие актеры театра.

Подлинная находка саратовского «Степанчикова» - Антон Щедрин в роли Фомы Опискина. Преподаватель сценической речи в театральном институте и лауреат «Золотого Арлекина» за лучшую мужскую роль в спектакле «Дорогая Памела», Антон известен зрителям по ролям в сказках. Лживый литератор, проповедник и даже учитель нравственности Фома Опискин в оригинальном тексте получил свои привилегии еще при жизни генерала, а, следовательно, человек он уже немолодой.

Сам Достоевский описывает его, как «плюгавенького человечка» «лет под пятьдесят», с ханжескими манерами и «нахальной самоуверенностью» на лице. Опискин у Логачева невероятно капризный и хитрейший и вместе с тем очень милый внешне интриган. Он не стар и пребывает в самом расцвете сил, что прибавляет ему сил для его психологических фокусов. Фома находит рычаги давления не только на обитателей Степанчикова, но и даже на зрителей!

- Мне, мне предлагают деньги! Подкупают меня, чтоб я вышел из этого дома! Я ли это слышал? я ли дожил до этого последнего бесчестия? Вот, вот, они, ваши миллионы! Смотрите: вот, вот! – восклицает он, растаптывая по полу купюры и бросая презрительные взгляды в зал.

Жалость и сочувствие вызывает безобидный и прогнувшийся под Фому полковник Ростанев. Его играет фаворит Логачева – Алексей Ротачков. Еще больше жаль детей полковника Сашеньку и Илюшеньку, которые по вине своего мягкотелого отца тоже становятся заложниками настроения Опискина. Детские роли убедительно играют Юлия Мещерякова и Александра Карельских. Все выше поднимает собственную профессиональную планку Артем Яксанов.

Сейчас у него много ролей, но племянник Ростанева, он же студент Сергей Александрович – это определенно одна из лучших работ артиста. Не желая признавать власть деспотичного Фомы Опискина, Сергей Александрович, кажется, вот-вот должен сбежать из безумного Степанчикова.

- Скажите, я в сумасшедшем доме или еще нет? – то и дело обращается он то к жителям села, то к залу.

Эффектна и неожиданно красива и молода генеральша Крахоткина, в исполнении Виктории Самохиной. Величия даме с легкой сединой дополняет коляска. Восхитительна Анастасия Бескровная в образе сумасшедшей и любвеобильной помещицы Татьяны Ивановны. Ее героиня с одной стороны совершенно неуравновешенная особа, а с другой сострадательная женщина. Неожиданно вознесённая богатым наследством из унизительного прозябания, она «тронулась» умом. По сцене Татьяна Ивановна перемещается преимущественно бегом м жеманно закатывает глаза, когда речь заходит о ее кавалерах. После побега с Обноскиным она совершает по истине благородный поступок, который открывает ее с другой стороны. На фоне любовных приключений Татьяны Ивановны забавно выглядит конфликт Мизинчикова с матерью и сыном Обноскиными. За этими перипетиями полковник Ростанев пытается скрыть свои чувства к гувернантке Настеньке. Во втором показе спектакля ее сыграла недавняя выпускница театрального института Эльвира Иртуганова.

Но, как и положено комедиям, у обитателей села Степанчикова все заканчивается очень хорошо или почти хорошо. Фома понимает, что конфликт с Ростаневым бессмыслен и угрожает его комфортной жизни, поэтому позволяет генеральше благословить брак полковника с гувернанткой. И оказывается прав, Крахоткина через несколько лет умирает, а свадьба с последующим благоволением новобрачных позволяет ему прочнее закрепиться в  имении Ростаневых. Символично звучат слова рассказчика, роль которого играет Сергей Александрович, о том, что даже после смерти Фома Опискин остается почитаемым и уважаемым человеком. И хотя постановка Алексея Логачева не отвечает на вопрос, сколько еще таких Опискиных живет среди нас, она явно заставляет задуматься над этим.

Фото Михаила Гаврюшова

 

08 апр 2019, 14:00 249 Поделиться: 0
наверх