20.09.20
04:41
+11°C, облачно
USD 75.03
EUR 88.96

Меню

20.09.20
04:41
+11°C, облачно
USD 75.03
EUR 88.96
12+

Дураки по пятницам не умирают. В Саратовском ТЮЗе сыграли абсурдную пьесу с глубоким смыслом

Дипломная работа студентов 4-го курса мастерской Артема Кузина стала для них третьим учебным спектаклем. Стараниями своего мастера за три года в театральном институте «кузинцы» обзавелись внушительным опытом работы на профессиональной сцене. В прошлом сезоне ребята показали сказку «Салтан» в необычной обработке, затем спектакль-интервью «Мама, папа, я» и таким темпом добрались до драматургии XX века и платоновских «Дураков на периферии».

”Дураки

Эту пьесу относят к периоду раннего творчества писателя, аналогично с «Котлованом» и «Чевенгуром». Ее жанр представляет собой жгучую смесь комического абсурда, бытового фарса и психологической драмы, с преобладанием сатирических красок, свойственных скорее произведениям Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко или Владимира Войновича. Несмотря на довольно занятный сюжет, «Дураки на периферии» долгое время оставалась малоизвестной для публики постановкой. Пьесу никогда не экранизировали и крайне редко играли в театрах. Поэтому рассказывая о ней, невозможно избежать спойлеров.

Действие в «Дураках» разворачивается в маленьком уездном городке Переучетске, большинство жителей которого – вчерашние жители окрестных хуторов и деревень, претендующие на статус горожан. Это обыватели с убогой моралью и примитивным взглядом на жизнь. Именно такие типажи и олицетворяли собой целый человеческий пласт тогдашней Страны Советов. В Переучетске все знакомы друг с другом, поэтому жена главного героя – счетовода Башмакова - успела закрутить романы со многими местными жителями, а теперь пребывает в интересном положении.

В «списке» Марьи Ивановны числится и комиссия Охматмлада (охраны матерей и их младенцев) практически в полном составе с председателем Евтюшкиным (Виталий Гаврилов), сотрудником Лутьиным (Алексей Дьяконов) и секретарем Ащеуловым (Павел Свистунов), последний, судя по всему, является, отцом будущего ребенка Башмаковых. Охматмлад в Переучетске – организация серьезная, так как исправно выполняет наказ государства по заготовке будущих граждан впрок.

Сама Марья Ивановна, которую в спектакле играет Екатерина Кишева – это этакая бой-баба, которая звонко орет грубые песни, вышагивает по столу и держит в кулаке даже «охматмладенцев». В силу внешних особенностей Екатерины ее героиня получилась ко всему красивой и хрупкой и совсем не отталкивает зрителей. Среди поклонников Марьи Ивановны и скучный милицейский письмоводитель Рудин (Никита Прилепский). Грядущему пополнению у Башмаковых он особенно рад и даже мечтает создать с Марьей Ивановной семью.

Но законного супруга, по тексту, мужчину в годах с большими усами, это совсем не радует, и даже не потому, что в силу житейских причин Иван Павлович (Степан Лябипов) физически не может быть настоящим отцом ребенка, а потому что лишний рот подорвет и без того до копейки просчитанный семейный бюджет. Счетовод платит алименты ребенку от первой, дореволюционной, жены, а также воспитывает дочь-пионерку Катю (Татьяна Щедрова).

В спектакле она тоже персонаж весьма активный, как и надоедливые жены «охматмладенцев» (Анастасия Запорожец и Полина Ларина).

Конечное решение - появляться младенцу Башмаковых на свет или нет – предстоит принять Охматмладу. Полномочия, которыми наделена комиссия, и посредственный интеллект ее сотрудников приводят к неожиданным последствиям, после чего происходящее все больше напоминает анекдот. По иску Башмакова суд назначает комиссию отцами новорожденного младенца и обязывает выплачивать алименты.

Две из трех жен громко разводятся с мужьями-алиментщиками. Марья Ивановна с новорожденным сыном перебирается жить в контору Охматмлада, где провозглашает себя атаманшей. Жители Переучетска и его окрестностей приходят потешаться над новоиспеченными «отцами», хотя те чувствуют себя не так уж и плохо, лишь бы комиссию не реорганизовали, переживают они.

И вроде всем становится хорошо – и атаманше, попивающей чаек с «разбойниками» из милого фарфорового сервиза, и принятому на баланс младенцу, которого трижды в день взвешивают и выносят на мороз для проветривания легких.

Но что-то идет не так. Идиллическую картину разрушает рационализатор - чиновник из губернского города (Матвей Пташный), которому поручают размотать лихо закрученный переучетский узел. В жарких спорах на тему - кому воспитывать младенца, герои не замечают, что ребенок умер, а вместе с ним окончательно умирает и вера в победу здравого смысла.

Нельзя не отметить, что «кузинцы» глубоко прониклись персонажами. В итоге все, что происходило на сцене, выглядит убедительно. Символический занавес опускается под песню « Мусорный ветер» группы «Крематорий» и строки: «все оттого, что мы любили разбрасывать камни».

Несмотря на скромные масштабы Малой сцены, создатели спектакля сумели максимально органично задействовать ее пространство. Квартира Башмакова легко трансформируется в зал суда, а затем в контору Охматмлада с большими окнами, за которыми происходит часть событий.

Артем Кузин вместе с художником Софьей Злобиной дополнили все это яркими атрибутами постреволюционной эпохи, вроде стирок и развешанных детских пеленок в зале суда. Удачное сценическое решение дополнилось хорошей игрой «кузинцев», благодаря чему в ТЮЗе появилась еще одна интересная постановка. И если вам по душе комедийное сплетение сюжета, за которым кроится глубокий смысл, то вам непременно стоит его посмотреть. В спектакле также заняты студенты: Тамара Грязнова, Ирина Петрова и Наталья Янкевич.

ФОТО Михаила ГАВРЮШОВА

 

03 фев 2020, 14:30 240 Поделиться: 0
наверх