«Дорогу молодым!» - этот лозунг в Саратовском муниципальном театре драмы для детей и молодежи «Версия» приобрел особый статус. Худрук театра, режиссер и педагог Виктор Сергиенко в последние несколько лет все чаще дает молодым и талантливым коллегам свободное пространство для творчества. И работа Данилы Ключникова яркий тому пример.
Выпускник Астраханского колледжа искусств работает в «Версии» с 2022 года. До прихода сюда актер и художник успел попробовать себя в разных профессиях - от программиста до продавца и мебельщика. Творческая жилка в итоге привела его на сцену. Данила играл в Астраханской опере и драме, постановках Саратовского «Теремка», учебном театре «Аффект» и многих других. Однако только актерских работ ему стало мало, и жажда новых театральных форм привела его на режиссерское отделение Екатеринбургского театрального института.
Сейчас Данила и сам ставит спектакли. Его режиссерские работы можно увидеть в Астраханском театре кукол, а также в частных театрах Саратова и Астрахани. В феврале прошлого года молодой актер победил в конкурсе режиссерских экспликаций на право постановки пушкинской «Капитанской дочки» в Калининградском ТЮЗе «Молодежный». В июне 2024 года в день 225-летия Пушкина спектакль Данилы Ключникова увидел свет.
Гуляя между репетициями, по городкам Балтики, молодой режиссер понял, что хочет увидеть на сцене тургеневскую «Асю». Случайно промелькнувшая незнакомка и давняя любовь к тургеневской прозе вылились в эту работу. «Для меня это роман, мелодрама, очень насыщенный философский черно-белый фильм», – говорит Данила о повести «Ася».
Мастер описаний пейзажей и чувств Иван Тургенев написал свою ныне хрестоматийную историю в середине XIX века тоже не случайно. На создание истории о хрупкости и мимолетности счастья писателя вдохновила мимолетная сцена в немецком городке Зинциге и характерный в эпоху крепостного права обычай среди дворян иметь внебрачных детей от прислуги. Прототипами главной героини критики считают трех реальных незаконнорожденных девушек из окружения писателя – его двоюродную и сводную сестру, а также собственную дочь Полину.
Сюжет повести прост, а большую часть повествования занимает описание деталей. Повествование ведется от лица главного героя, уже немолодого дворянина Н. Он вспоминает лучшие дни своей жизни и путешествия по Европе. В Германии рассказчик познакомился с соотечественником Гагиным и его сводной сестрой Асей. Между господином Н. и 17-летней Асей вспыхнули чувства, однако он не нашел в себе смелости, связать свою жизнь с незаконнорожденной девушкой.
«Ася» стала первой режиссерской работой Данилы Ключникова в «Версии», и еще на этапе репетиций он пообещал бережное отношение к первоисточнику вместе с современными режиссерскими приемами и техническими средствами. Что из этого вышло, публика узнала на премьерном показе в конце апреля.
Согласно режиссерской задумке в «Асе» всего четыре героя, а остальные персонажи присутствуют в виде проекций. Видеоряд в спектакле играет едва ли не решающую роль. С его помощью на развалинах готических замков транслируются то события из прошлого Аси, то ее детали из ее настоящего, а потом и финальные сцены, которые остаются за кадром.
Главную героиню в постановке играет воспитанница театральной мастерской Игоря Баголея Элина Овчинникова. В роли ее несостоявшегося жениха зрители узнают состоявшегося мужа актрисы, актера и режиссера Александра Овчинникова. Брата Аси в премьерном показе воплотил саратовский предприниматель и актер театра-студии «Подмостки» Андрей Макаренко. Тройку главных персонажей эффектно разбавляет соблазнительная рыжеволосая Вдова из немецкого городка. Героиня, которую играет Валентина Домникова, приходится рассказчику бывшей возлюбленной и является ему в мыслях, как символ чего-то устрашающего и манящего одновременно. К слову, в романтическую атмосферу зрителя погружают еще при входе в зрительный зал, предлагая театральные программки с засушенным цветком герани внутри.
История обреченной любви юной Аси и не готового к серьезным испытаниям главного героя в целом разворачивается динамично и находит отклик у зрителей. Возможно, что рухнувшие надежды персонажей кому-то напомнят и свою собственную первую любовь. Эпичности вспыхнувшим на сцене страстям добавляют хиты немецкой группы «Rammstein».
Новый спектакль идет в «Версии» с возрастной пометкой «12+» и рекомендован к просмотру школьникам старших классов и взрослой аудитории.
Фото автора