Парень из деревни
Восхищать публику Юрий Лапшин начал еще школьником.
В его родном поселке при совхозе Индустриальный в Екатериновском районе не было средней школы. Детям приходилось ездить на занятия в соседние села.
– Я играл Деда Мороза на утренниках с третьего класса, позднее, когда учился в интернате, смешил людей, изображая пьяных и двигая головой и шеей из стороны в сторону. И даже когда мне это надоело, большие мальчишки требовали повторить, и я, как уверяет мой товарищ, все равно делал это смешно, – вспоминает актер.
После 8-го класса Юрий с матерью перебрался в Саратов и пошел в ПТУ.
– Работал на «Корпусе», занимался в морской школе. В начале 80-х в заводском ДК «Рубин» нынешний худрук «Версии» Виктор Сергиенко с актрисой Галиной Сидельниковой открыли драматическую студию, и я пошел к ним. Моя первая роль – Звездочет в «Красной Шапочке», – рассказывает Лапшин.
Свобода и дух студийного творчества привлекали многих ребят. Однако у Юры была другая мечта.
– Я хотел стать офицером и решил, что сначала надо послужить в армии. Но меня не брали из-за пожилой мамы-пенсионерки. Я был ее единственным сыном и кормильцем. Я даже из дома уходил от обиды, – с улыбкой вспоминает артист.
Мечта Юрия сбылась в знаменитом Гагаринском аэроклубе. В те годы учебный центр готовил пилотов для вертолетов Ми-2, и служба в Дубках приравнивалась к армейской.
– У меня 52 часа налета на МИ-2 и пять прыжков с парашютом! А втайне от инструкторов я прыгал больше, – признается Юрий Егорович.
Когда в Саратовском театральном училище объявили последний набор, Лапшин взял увольнительную и помчался на экзамены. Его не приняли, но пригласили на актерское отделение музучилища в Астрахань.
– Мои инструкторы считали меня состоявшимся артистом и недоумевали, почему саратовские педагоги этого не заметили. Мне организовали отпуск, я поехал в Астрахань. Мама была против, но я не послушался. Поступил, а потом дослуживал срочку в аэроклубе, – вспоминает артист.
Перезагрузка
В дипломном спектакле «Дядя Ваня» в постановке выпускника ГИТИСа Александра Уткина Юрию Лапшину дали одноименную роль. Но сыграть немолодого человека с неудавшейся жизнью в 23 года оказалось нелегким испытанием.
– Опыта у меня было мало, а желания много, и кроме как сыграть кишками я не мог и, наверное, как-то сильно сыграл, – рассказывает он. – Дядя Ваня меня поглотил. Мне стало неинтересно в театре, и я его бросил.
После училища Юрий Лапшин отработал сезон в Астраханской драме, а потом вернулся в Саратов. Сам он считает, что пережить очередную духовную перезагрузку ему помогла автобиографическая «Исповедь» Льва Толстого, перестройка, студийное движение и… буддизм.
– Устроился мастером в ПТУ и снова пришел к Виктору Сергиенко, – продолжает артист. – Виктор Владимирович возглавил учебный театр при консерватории. Я работал сначала осветителем, потом завпостом. Актер Николай Горобец в студии «Диалог» поставил «Чайку», и мне дали Сорина.
В первом варианте «Скандального происшествия с мистером Кетлом и миссис Мунн» Лапшин блестяще сыграл мистера Хардейкра. А потом, неожиданно для коллег, ушел в пожарную охрану, а затем в СОБР.
Юрий Лапшин в пожарной охране
– Пожарный – лучшая из моих профессий. Бороться с огнем и спасать людей – без вариантов хорошо, – объясняет артист. – А изучение буддизма и системы самосовершенствования требовало полного погружения в себя, что в театре было невозможно. Но потом мне захотелось чего-то еще большего.
Для борьбы с многочисленными преступными группировками в 90-х в России организовали элитное подразделение МВД – СОБР. За 15 лет службы майор Юрий Лапшин побывал в центре едва ли не всех криминальных происшествий в городе.
– Мы отвечали за силовое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и задерживали особо опасных преступников. Это жесткая работа, к которой я долго привыкал. Помню, как брали рэкетира на Северном рынке. Он рецидивист со стажем, а нас с улицы набрали. Работали в «гражданке». У меня под курткой только автомат с холостыми патронами. Двое наших ребят хватают вымогателя и укладывают на асфальт, а он начинает орать. Вокруг собирается народ. И мне нужно было применить силу, но я замешкался на долю секунды. Он вырвался и побежал. Мой напарник бросил ему вдогонку наручники и попал в затылок. Так мы его все-таки задержали. Вот тогда-то я сказал себе: «Юр, куда ты пришел со своим чистоплюйством? Или бей, или уходи!»
Юрий Лапшин – участник двух контртеррористических операций на Северном Кавказе, за что имеет внушительный список государственных наград. Последние годы службы он занимался подготовкой личного состава, был инструктором по десантно-штурмовой и высотной подготовке.
– Когда понял, что по здоровью не могу соответствовать высоким требованиям, вышел на пенсию в сорок два года.
«Переступления» артиста
Моральное опустошение после службы привело Юрия Лапшина в буддистский центр под Калугой, где он целый год прожил почти отшельником.
– Тогда он только открылся, и я был единственным, кто приехал туда жить. Полгода я готовил еду на костре и ночевал посреди поля в машине. К зиме мы построили баню, и я перебрался туда. Я получил интересный медитативный опыт и осознал, что должен закончить все начатые дела, – вспоминает Лапшин.
Так Юрий Лапшин снова пришел в театр.
Однако на этот раз принимать боевого артиста в труппу саратовские театры не спешили. Где-то ссылались на неподходящее амплуа, а где-то – на отсутствие мест. И тогда Юрий Егорович пошел учиться. На университетском факультете искусств он встретил свою вторую половинку и будущую жену – актрису театра «Балаганчикъ» Ольгу Лапшину.
Семейные узы придали актеру творческих сил и вдохновили на реализацию собственных проектов. Его первой ласточкой на сцене камерного «Балаганчика» стал спектакль «Два рассказа» по произведениям Василия Шукшина. Реализовать давнюю идею актеру помогла худрук театра и режиссер-постановщик спектакля Елена Смирнова. Сам Юрий Егорович воплотил на сцене Ивана Петина и Автора-рассказчика, за что удостоился «Золотого Арлекина». В начале сезона актеры «Балаганчика» успешно сыграли этот спектакль на Шукшинском фестивале в Барнауле.
Спектакль «Два рассказа»
Простые люди, их отношения и судьбы – это то, что особенно близко Юрию Лапшину. Официально его режиссерский дебют состоялся в 2014 году в спектакле «Любовь – доля горькая» по рассказам Михаила Зощенко. Спустя несколько лет в «Балаганчике» выпустили новую версию этой постановки под названием «Любовь и прочие обстоятельства» с уменьшенным количеством действующих лиц и более комедийным финалом.
Шукшинскую тему Лапшин продолжил в пронзительной инсценировке рассказов «Охота жить» и «Сураз», где сыграл охотника Никитича. Как мастер перевоплощений актер открылся в моноспектакле «История болезни» (режиссер Виктор Сергиенко, театр «Версия») и как характерный актер – в лирической комедии «Четвертый стул» (театр «Версия»).
Свои размышления о судьбе актера Юрий Лапшин выразил в трагикомедии «Переступление артиста». Эту постановку по коротким рассказам Аркадия Аверченко и Антона Чехова в театре «Балаганчикъ» он называет своей лебединой песней. Вершиной спектакля стала заключительная история, где Лапшин в роли спившегося артиста читает монолог на могиле своего коллеги по актерскому цеху. Эмоционально сильная сцена пробирает зрителей до мурашек.
Спектакль «Переступление артиста»
– Это мое отношение к театру и то, что я давно хотел сказать. Актерская профессия очень зависимая, и десятки прекрасных артистов остаются нереализованными, – объясняет Юрий Егорович.
А вот сын Лапшиных – Ваня – на профессию актера смотрит оптимистично. Восьмиклассник занимается в театральной студии и играет в спектаклях «Балаганчика» «Голос из шкафа» и «Ожерелье из улыбок».
– Я был против, даже с женой поругался, но потом смирился, – признается Юрий Егорович.
В постановке «Переступление артиста» Ольга Лапшина сыграла выходную актрису Марыськину. Ее героиня страдает от творческой невостребованности, так как почти все женские роли режиссер отдает своей жене, приме Любарской. В реальной жизни Юрий Лапшин поблажек для любимой супруги не делает.
– Я не тот режиссер, который ставит спектакли для своей жены. Мной движет идея, – подчеркивает он. – В прошлом году я понял, что у меня есть пробелы в профессиональном образовании, и поступил в Высшую школу сценических искусств Константина Райкина.
В творческих планах Юрия Лапшина сыграть моноспектакль по ранним рассказам Чехова.
Параллельно с творческими проектами актер продолжает играть в «Версии». В спектакле-игре «Остров сокровищ» Лапшин ловко преображается в коварного Слепого Пью и в миролюбивого слугу Тома Редрута. Среди его актерских работ Господин Оргон в «Игре любви и случая», Король в «Золушке» и Дед Мороз едва ли не во всех новогодних сказках.
Спектакль «Папант Ксюша и Робо-Кот»
В свободное от театра время Юрий Лапшин предпочитает сажать картошку в родной деревне.
– Я занял пустой дом и пашу огород. Там почти никого не осталось. Совмещать театр и хозяйство сложно. Так, в прошлом году не успел полить, и картошка не уродилась. Деревня для меня – это единение с природой, место, где я провел свое детство, где моя маманька, Евгения Ивановна, научила меня труду, – говорит он.
Юрий Лапшин с семьей