Вкратце о «Зойкиной квартире», и почему постановка этой пьесы так символична для саратовской драмы. Одно из самых популярных булгаковских произведений для театра уступает по количеству упоминаний разве что «Белой гвардии». Первую версию текста Михаил Булгаков написал в 1925 году специально для столичного Театра Вахтангова. Основу для сюжета писателю подарили громкие истории тех лет.
Главной героиней его пьесы стала бойкая и молодая обладательница московской квартиры, вдова Зоя Пельц. Сохранить огромную по меркам пролетариата жилплощадь в центре столицы ей удалось за счет всяческих ухищрений, включая прописку горничной, которую она выдает за собственную племянницу. Но Зоя и ее сожитель, бывший граф, а ныне наркоман-морфинист Абольянинов, мечтают эмигрировать в Париж, а на это нужны большие деньги. И главная героиня находит способ их заработать. В своей просторной квартире изобретательная дамочка открывает швейную мастерскую, под прикрытием которой устраивает элитный дом свиданий. Но путь, на который встает вдова, оказывается зыбким. В Зойкиной квартире случается убийство, и вместо прогулок у Эйфелевой башни ее ждет путь в казенный дом.
По мнению близких писателя, прототипами Зои Пельц могли быть несколько содержательниц домов свиданий в Москве и в Ленинграде. Двух из них тоже звали Зоями (весьма популярное в ту эпоху имя). Поговаривали, что вдохновить Булгакова могла и история Наталии Шифф, супруги богемного художника Георгия Якулова. О разоблачении всех этих дамочек советские газеты писали много и бурно.
Сам Булгаков определил жанр своей работы как «трагическая буффонада». Однако скрыть реальную трагедию героев под маской сатиры ему не удалось. Сначала автора вынудили сократить пьесу на один акт и убрать частушку о советских коммунистах, а потом изменить и ряд других деталей. Тем не менее, в Театре Вахтангова спектакль «Зойкина квартира» сразу стал хитом.
Успех объясняли проникновенной актерской игрой. После пафосных революционных пьес артисты с огромным удовольствием играли отрицательных персонажей. Но высокие кассовые сборы не помешали новому руководителю Главреперткома добиваться запрета спектакля. После премьеры Булгакова заставили переписать концовку так, чтобы персонажей, сбежавших из квартиры, все равно задержали. Личное вмешательство Сталина ненадолго остановило нападки чиновников. Спустя год «Зойкину квартиру» с формулировкой «за искажение советской действительности» окончательно запретили.
Саратовский театр драмы стал первой сценой, где после полувекового запрета состоялось триумфальное возвращение «Зойкиной квартиры». Постановка Александра Дзекуна в 1984 году произвела фурор не только в Саратове, но и по всей стране. Работу саратовцев показывали в Москве, Риге и других городах СССР. Гуся-Ремонтного в спектакле сыграл тогда еще 40-летний Григорий Аредаков. Спустя тридцать лет «Зойкина квартира» заиграла новыми красками в студенческой постановке его учеников. В версии выпускников 2014 года Зойку сыграла сегодняшняя актриса театра драмы Вероника Голованова, а председателя домкома Портупею - актер ТЮЗа Александр Степанов.
Над постановкой 2024 года поработали Виктор Мамонов, художник Юрий Наместников и педагог по вокалу Татьяна Цой. В итоге новая «Зойкина квартира» может похвастаться интересной сценографией, роскошными костюмами, шлягерами эпохи НЭПа и живым вокалом. Квартиру Зойки постановщики показывают свободным пространством в свете красных китайских фонарей. Персонажи двигаются по грампластинке в границах сценического круга, а их изображение проектируют на большой экран. Атмосферности происходящему добавляют кадры кинохроники начала советской эпохи с вихрем сюиты «Время вперед» Георгия Свиридова - и все это на контрасте с изысканными туалетами гостей Зои Пельц.
Булгаковский прием «театра в театре» со стиранием границ между сценой и залом молодые актеры отработали на сто процентов. Здесь есть и роковые женщины из варьете, и китайцы-прачечники с морфием, и Карл Маркс с укоризненным взглядом.
На предпремьерном показе расчетливую Зойку играла Юлия Маркина, а ее энергичного афериста-администратора и кузена Аметистова - Роман Иванов. Сочувствие вызывал Кирилл Вишняков в образе глубоко несчастного и несмерившегося с действительностью графа, не отталкивал публику взяточник Портупея (Артем Герасимов). Часть ролей студенты исполняют в двух составах. И хотя все ребята очень стараются играть возрастных персонажей, молодым людям без жизненного опыта сложно. Но и этот недостаток молодые актеры компенсируют задором и энергетикой.
Пьеса Булгакова заканчивается прощанием главной героини со своей квартирой. В контексте перезагрузки спектакля в Саратовской драме можно сказать ему: «Ну, здравствуй, Зойкина квартира!». Посмотреть работу дипломников можно в течение этого и следующего театрального сезона.
Фото автора