Самое фантастическое произведение английского классика зрителям показали в минувшие выходные при полном аншлаге. И это неудивительно, от спектакля, над которым работала серьезная творческая команда столичных профессионалов во главе с режиссером-постановщиком Натальей Шумилкиной, ждали чего-то очень оригинального и ожидания оказались не напрасны. Создатели «Бури» действительно смогли удивить. Спектакль соткан из множества невероятно красивых сцен и головокружительных спецэффектов.
"Бурю" неслучайно относят к истокам создания жанра фэнтази. Действие пьесы разворачивается на затерянном в океане острове, куда главный герой, бывший миланский герцог, а ныне маг и чародей Просперо попадает из-за предательства младшего брата Антонио. За годы в изгнании герцог обретает невероятное могущество и подчиняет себе духов. С их помощью он может управлять природными силами и получает, наконец, шанс отомстить. Фея воздуха устраивает страшную бурю, в которую попадает корабль неаполитанского короля Алонзо и предателя Антонио, так вся команда судна оказывается на таинственном острове Просперо.
За несколько столетий «Бурю» десятки, раз играли в театрах и в кино. Режиссеры представляли пьесу, в основном, как горькую философскую притчу с небольшими сказочными вкраплениями. Постановка в Саратовском ТЮЗе получилась с точностью наоборот – это яркий сказочный экшен с философским смыслом, максимально адаптированный для детского и юношеского восприятия.
Создательница динамичных и зрелищных спектаклей Наталья Шумилкина, известна саратовцам по великолепной сказке «Последний папа». За основу своей «Бури» она взяла самый вольный и свежий литературный перевод шекспировского текста Татьяны Тульчинской. В этой версии комедия потеснила трагедию, герои утратили привычное многословие и легко переходят с шекспировского слога на понятные для современных подростков фразы, а некоторые второстепенные персонажи и вовсе исчезли. Кроме того, один ловкий дух здесь превращается в озорную фею, что нарушает традиции шекспировских времен, когда все роли играли мужчины и не просто превращается, а разделяется на четыре образа.
Создатели и «маги» «Бури» успешно используют все технические возможности сцены нового ТЮЗа. Над трюками и полетами в спектакле поработал воздушный гимнаст с профессиональным цирковым образованием Никита Кудрявцев. Для создания морской темы и мира волшебного острова художник-постановщик Мария Утробина применила почти километр канатов. Таким образом, движение тропических лиан и корабельных тросов имитируют около 300 веревок. Для создания костюмов фей, эльфов и других сказочных существ создатели использовали несколько десятков фантастических головных уборов и масок. Многочисленные короны, венки и обручи по ходу действия актерам приходится менять за считанные секунды. Автор невероятных световых решений Тарас Михалевский сотворил на сцене практически живой водопад, волны океана и десятки других чудес.
Еще одна изюминка «Бури» - это оригинальная музыка театрального композитора Ивана Волкова, который специально перевез сложнейшее оборудование из своей столичной студии в Саратов. Московский хореограф Лика Шевченко дополнила все это невероятными пластическими решениями.
Фантастические существа и реальные персонажи в "Буре" переплетаются настолько тесно, что порой трудно понять, кто есть кто. Где-то на границе двух миров обитает не дух, но еще и не человек - дикарь Калибан в исполнении Евгения Сафонова. В премьере прошлого сезона «Калека с острова Инишман» Евгений сумел настолько мощно перевоплотиться в калеку Билли, что решил продолжить создание необычного сценического образа.
Поэтому когда актеру предложили на выбор сыграть красавца принца Фердинанда или урода Калибана, он выбрал последнего.
- Мне показалось, что сыграть демоническое существо с его какой-то странной энергией намного интереснее, - признался он.
В итоге в роли Фердинанда в «Буре» дебютировал студент 4-го курса театрального института Алексей Анисимов. За сказочным гримом в образе доброго колдуна Просперо с трудом угадывается Алексей Ротачков. Роль его дочери Миранды сыграла Вера Яксанова, злодея Антонио - Руслан Дивлятшин, короля Неаполя Алонзо – Алексей Карабанов, старшего советника Гонзало - Артем Кузин, младшего советника - Алексей Кривега, шута Трикули - Артем Яксанов, виночерпия Стефано - Михил Третьяков и Михаил Селиванов.
Кстати, роль феи воздуха Ариэль, с помощью которой Просперо управляет всем островом в постановке играют сразу 4 актрисы: Ирина Протасова, Анастасия Бескоровная, Эльвира Иртуганова и Ольга Лисенко.
Так, по замыслу создателей, этот персонаж выражает себя при выполнении разных задач: умная и логичная, дерзкая и хулиганская, красивая и манящая или нежная и романтичная. Добавим, что еще 11 актеров в постановке сыграли роли без слов, при этом их работа считается одной их самых сложных. Это свита короля, матросы и эльфы, которые по замыслу Лики Шевченко, играют не отдельные роли, а некоего единого «персонажа» и с помощью масок и головных уборов на протяжении всего спектакля постоянно меняют обличье. Одновременно с героями пьесы они рассказывают историю «Бури» — но не текстом, а «телом» и пластическим языком хореографии.
Только факты
- для оформления спектакля используется 900 метров канатов разного диаметра, всего на сцене задействовано почти 300 штук толстых веревок;
- над постановкой трюков в спектакле работал воздушный гимнаст с профессиональным цирковым образованием и оборудованием;
- артисты используют несколько десятков фантастических головных уборов и масок
- музыкальное оборудование для спектакля композитор Иван Волков привез с собой из Москвы
- 11 актеров в постановке не произносят ни одной реплики, при этом их роли самые сложные
- все билеты на премьерные показы спектакля проданы вплоть до следующего года
Фото пресс-службы Саратовского ТЮЗа и Вячеслава Сторожева