Сюжет бессмертной комедии Александра Грибоедова известен всем благодаря школьной программе. Еще при жизни автора ее текст разошелся на цитаты: «Счастливые часов не наблюдают», «А судьи кто?», «Свежо предание, да верится с трудом» и самое обидное для саратовцев – «В деревню, к тетке, в глушь в Саратов!» – все это оттуда. Правда, глухоманью наш город прослыл лишь благодаря попаданию в рифму. В реальности поэт, лингвист, композитор и дипломат в наши края никогда не заезжал.
Предпосылкой для создания остроумной комедии в стихах для Грибоедова стала сама реальность. Классическое произведение о противостоянии личности и общества увидело свет ровно 200 лет назад в 1824 году. Спустя десятилетие после победы над Наполеоном в России продолжало процветать крепостное право, а перемены, которых ждали представители передового дворянства, так и не произошли.
В это время главный герой грибоедовской комедии – молодой дворянин Чацкий, прототипами которого считают философа Петра Чаадаева и лицейского одноклассника Пушкина Вильгельма Кюхельбекера, возвращается в Москву после трех лет отсутствия. Однако здесь героя ждут сплошные разочарования. Ему трудно найти взаимопонимание с любимой девушкой Софьей, с ее отцом, презирающим любое учение, казенным управляющим Фамусовым. Общество, в которое попадает дворянин, оказывается глубоко архаичным и двуличным. Знаменитое столкновение Чацкого с ним заканчивается известным всем «Карету мне, карету!»
Из-за предсказуемой реакции властей прогреметь при жизни самого Грибоедова гениальная пьеса не успела. Увидеть своих героев автор смог только раз – в офицерском театре Еревана. И только спустя годы публика смогла оценить творение драматурга и дипломата. В Саратове «Горе от ума» впервые поставили лишь в 1919 году в театре имени Карла Маркса. Роль Чацкого в постановке Александра Канина блестяще играл сам Иван Слонов. За последующие годы Грибоедова сыграли сотни раз, и равноценных аналогов у его творения так и не появилось. И чем дальше удалялись постановщики от грибоедовской эпохи, тем интереснее становились трактовки его пьесы. В нестандартных лидерах – постановка Римаса Туминаса в «Современнике» и Алексея Бородина в РАМТе.
В Саратове за знаменитое произведение взялся главреж русского драматического театра Стерлитамака Максим Меламедов. Ученик Леонида Хейфеца в ГИТИСе, обладатель «Золотой маски» за спектакль «Школа жен» в соавторстве с Миндаугасом Карбаускисом имеет в творческой копилке работы как в Москве, так и в провинции. Неклассическое, как подчеркнули создатели постановки, прочтение комедии поставили не где-нибудь, а в храме искусства для детей – Киселевском ТЮЗе.
Максим Меламедов объяснил, что как автор он имеет право на интерпретацию классики для придания ей актуализации и в противостоянии с хейтерами готов стоять за свое детище стеной. Название его постановки «Без ума от горя», по словам режиссера, родилось во время репетиций, и поначалу на такую вольную игру слов никто не решался. Но с поддержки завлита оно прижилось. Кстати, смысл его, по мнению постановщиков, созвучен нашему времени и подразумевает тот факт, что современные люди испытывают удовольствие, если кому-то плохо.
По факту вольное прочтение «Горя от ума» в Саратове ограничилось смещением акцентов с общественно-политических на личные. Главное место в спектакле занимает любовная линия героев, их взаимоотношения, включая проблемы отцов и детей, и скоротечности времени. Подается все это в форме фарса, обилия любовных страстей и обещанного режиссером абьюза. Так, фраза Чацкого «служить бы рад – прислуживаться тошно» в контексте Меламедова обретает лирическую тональность, а к финальному «Карету мне, карету!» главному герою выкатывают тыкву. А потом этот овощ и вовсе надевают Чацкому (Артем Яксанов) на голову.
Спектакль Максима Меламедова кажется созданным не по театральным, а по кинематографическим канонам. Зрителям часто показывают часы и флэшбеки с Чацким и Софьей (Надежда Червонная). Разница между ними до и после расставания настолько колоссальна, что счастливых и влюбленных персонажей играют другие артисты (Дарья Парфентьева и Эдуард Мошкин).
Свободное авторское обращение с текстом не пощадило и Молчалина (Никита Матризаев). В постановке герой показан как нечленораздельно мычащий и заискивающий человек. Голос у него прорезается лишь в тот момент, когда можно быть самим собой.
Сценические решения вроде многозначительного молчания туповатого Фамусова (Антон Щедрин) в первой сцене или свиданий в курятнике Лизы (Ирина Протасова) с Петрушей (Александр Степанов) и купания девушек в бане замедлят динамику, что особо ощутимо в пространстве Большой сцены. Отчасти компенсируют такие моменты сцены-аллюзии вроде явления покойного дядюшки (Алексей Ротачков) в стиле мрачных фильмов Тима Бёртона и многочисленные отсылки к разным литературным произведениям. Символичны в этом плане декорации в виде раздвижных гигантских книжных шкафов и часы с обратным отсчетом времени.
Возможно, для кого-то станет разочарованием то, что отсылать свою дочь к знаменитой саратовской тетке Фамусов в версии Меламедова не будет. Сохранив большую часть классических крылатых фраз, режиссер счел эту излишней. Немного странно и то, что спектакль по комедии, которую сегодняшние школьники изучают в 14-15 лет, в ТЮЗе адресуют зрителям старше 16 лет.
Нестандартную постановку, которая в общей сложности длится более трех часов, завершает такой же нестандартный финал с уже не удивляющим хэппи-эндом. Но, как и в случае с постановками Ивана Комарова в драме смелый эксперимент Максима Меламедова, судя по овациям и восторженным отзывам зрителей, саратовцам пришелся по душе.
Фото Александра Шибко