Обладательница «Золотого Арлекина – 2024» за лучшую женскую роль второго плана, любимая ученица Юрия Киселева и прима Владимира Федосеева запомнилась зрителям яркими ролями в ТЮЗе, АТХ и в драме. Это хулиганистая Пеппи Длинныйчулок, наивная пионервожатая Виктория, легкомысленная Катя Батистова, старательная школьница Маша Горошкина, фантазер Ежик из сказки-притчи «Правда, мы будем всегда?», гротесковая и несуразная Валентина Ефимовна Даниила Хармса и, наконец, глубокая и искренняя Лукерья против искушенной и хитрой Миссис Туз. И это лишь малая часть богатой палитры образов Елены Блохиной. Говорят, когда у Юрия Киселева спросили, в ком из своих студентов он сразу разглядел талант, гениальный режиссер и педагог, не раздумывая, назвал Валентину Ермакову и Елену Блохину.
Не хочу быть травести
В конце 70-х в одной из центральных газет вышла статья о Саратовском театральном училище. Со страниц на читателей глядела юная белокурая красавица с большими и грустными глазами. «Она приехала из Мурманска и полюбила город на Волге» – гласила подпись под фото. На самом деле Саратов и Волгу Елена Блохина полюбила лишь спустя много лет.
Любимая ученица Юрия Киселева и ведущая актриса Саратовского ТЮЗа начала 80-х родилась в Мурманске. Школьницей она ходила в юннатский кружок местного ДК имени Кирова и оттуда пришла в народный театр. В одиннадцать лет самая юная актриса в студии сыграла Крошку Ру в «Винни Пухе», а к тринадцати доросла до Золушки и окончательно определилась с профессией.
– Мама с уважением относилась к артистам и считала, что нести что-то важное людям со сцены – это почетная миссия. Выбор учебных заведений, где принимали после 8-го класса, оказался скромным, и мы остановились на саратовском училище. В пользу этого города сыграло и то, что мой папа родом из Воскресенского района, а также то, что здесь жили наши родственники. Но когда я прошла во второй тур, то задумалась: если курс набирают педагоги из ТЮЗа, значит, и играть мы будем в детском театре? Это казалось мне несерьезным, я слышала про актрис-травести и совсем не хотела ей быть. На собрании я задала мучивший меня вопрос Киселеву. На что Юрий Петрович вскипел и бросил, что тогда я могу прямо сейчас идти вон. Это было ужасно, единственное, на что я надеялась, что он забудет меня. Но на третьем туре первый вопрос у Киселева был: «Ну как насчет травести?» И я ответила, что «можно и травести», – смеется артистка.
Первый год в Саратове юной Лене дался очень тяжело.
– На Севере люди более открыты, – объясняет она. – Я жила у двоюродной бабушки и постоянно плакала. Мне хотелось все бросить и вернуться домой, но желание учиться победило. Мои педагоги – Юрий Киселев и Елена Росс были настоящими учителями, строгими, требовательными, но справедливыми. И это давало ощущение защищенности и уверенности в себе.
Творческий полет
В дипломной музыкальной комедии «Барышня-крестьянка» Елена Блохина великолепно сыграла Акулину. На последнем курсе она вышла замуж за своего однокурсника Ивана Верховых и вместе с ним влилась в труппу ТЮЗа. За восемь лет в театре Елена Блохина сыграла десятки ярких ролей и заслужила статус негласной музы режиссера и педагога Владимира Федосеева.
– С Владимиром Захаровичем я познакомилась в «Что делать?», – рассказывает Елена Викторовна. – Вера Беляева ушла в декрет, и меня ввели на роль Веры Павловны. Ввод – это всегда очень сложно, примерно как завести машину с толкача. И тут еще я случайно услышала реплику Федосеева, мол, дали мне эту Блохину. Наверное, это было нужно мне, чтобы по-настоящему испугаться и начать работать в полную силу.
«Блохина может сыграть все», – говорил потом о ней Федосеев.
В легендарном тюзовском спектакле «Колбаска, Боцман и другие» Елена играла две роли – Мален в паре с Людмилой Иванниковой и одну из подружек Колбаски.
– Однажды в эпизоде танца моей героини я запнулась и упала в зрительный зал, где села на колени к кому-то из зрителей. Актер Владимир Псеха, который играл моего сценического отца, воскликнул «дочь моя!» и за руку втащил меня обратно на сцену, а я с возгласом «да, папа!» продолжила танцевать. Все получилось настолько быстро и виртуозно, что никто не успел ничего понять. Но на фестиваль детских театров во Францию меня не взяли в наказание за опоздание на репетицию, – с улыбкой вспоминает Елена Викторовна.
Рекорды по посещаемости побил еще один тюзовский хит – «Пеппи Длинныйчулок» Владимира Федосеева. На роль рыжеволосой героини Киселев назначил приму Светлану Лаврентьеву и Елену Блохину. Дети и родители приходили на Пеппи по много раз, а потом заваливали актрис игрушками и трогательными письмами.
Настоящий фурор среди юных и не очень юных зрителей произвела лав стори героини Елены Блохиной и героя Александра Федорова в драматургическом бестселлере 80-х –«Виктория» по пьесе Александра Червинского «Счастье мое». Популярностью у публики пользовался «Репетитор» Георгия Полонского, где они играли с Григорием Цинманом. Сама артистка считает, что секрет успеха заключался в творческой гармонии режиссера и актрисы.
– У Федосеева я не боялась ничего. Это был такой полет, которого у меня не было даже в театре АТХ, – объясняет она.
Вводы и стрессы
В середине 80-х Владимир Федосеев оставил ТЮЗ, и это подтолкнуло актеров к поиску новых форм. Елену Блохину, Ивана Верховых и Сергея Сосновского принял Александр Дзекун в театре имени Карла Маркса. Два с половиной года, которые Елена прослужила у именитого режиссера, стали тяжелейшим испытанием из-за постоянных вводов и стрессов. Блохина заменила Ирину Петрову в «Великолепном рогоносце» Кроммелинка и ввелась в роль Альки в инсценировке пьесы Федора Абрамова «Жили-были мать да дочь» с Валентиной Ермаковой. На сегодняшний день это единственная постановка Саратовского театра драмы, которая удостоилась Госпремии РСФСР. Но отношения с Александром Дзекуном не складывались.
– Я не понимала, как человек может быть невероятно талантливым в работе и настолько тяжелым в жизни, – признается Елена Викторовна.
Семейная жизнь актрисы тоже трещала по швам. Но творческое начало оказалось сильнее личных обид. Когда Елена Блохина решилась уйти от Дзекуна, уже бывший муж ее поддержал, и они, отстранившись от личного, погрузились в создание собственного театра.
Бедные, но счастливые
Рожденный Иваном Верховых театр АТХ вошел в историю как новаторское сценическое пространство, где не боялись браться за неизвестных авторов и нестандартную прозу. Об одном из самых интересных театральных коллективов говорили все, актеров приглашали на всевозможные фестивали по Союзу и за рубеж. В 1993 году АТХ первым из аналогичных проектов в Саратове получил статус муниципального. Без собственного помещения, пошивочных и бутафорских цехов актеры сами мастерили реквизит и ухитрялись превращать в сценическое пространство любой уголок.
– Собрались творческие люди, готовые ради свободы в искусстве существовать в постоянном безденежье. С зарплатой у нас была катастрофа. Выручали зрители. Нам приносили пальто, плащи и платья, кто-то подарил сахарницу для антуража, а кто-то передавал розовую спрессованную колбасу. У меня сохранился старинный лорнет, я и сейчас с ним играю, – демонстрирует актриса свой антиквариат.
При всех трудностях в АТХ не ставили случайных пьес, каждый спектакль подбирался так, чтобы задействовать всю труппу, поэтому без работы не оставался никто.
– Иван Иванович брался только за то, что понимал изнутри, – говорит Елена. – Так он открыл Владимира Казакова, Сергея Козлова, Евгения Попова и других авторов. Это были постоянные эксперименты, экспромты и импровизации, все рождалось само собой. Как-то мы играли «Прекрасность жизни» в Доме архитектора. Сцены там не было, и мы задействовали огромные панорамные окна. Персонаж актера Сергея Ганина по сюжету приходил в гости к приятелю с водкой и показывал ему бутылку с улицы через окно. И в этот момент к артисту подошел не подозревающий подвоха милиционер и начал оформлять протокол. Но когда он с «задержанным» зашел внутрь и увидел рассаженную возле окон публику, то очень смутился и убежал.
Но век свободного театра был недолог, и материальное начало оказалось сильнее творческого энтузиазма. Сначала из АТХ в Мастерскую Петра Фоменко ушел Иван Верховых. Оставшаяся часть коллектива продолжала существовать скорее по инерции.
– Я еще играла в постановке Федосеева по Беккету «Счастливые дни», но это был какой-то печальный завершающий аккорд, и я чувствовала, что театр движется куда-то не туда, – говорит Елена. – Этот спектакль мы еще несколько раз сыграли в ТЮЗе, но постановка, на мой взгляд, получилась неудачной, возможно, потому что мое психологическое состояние проецировалось на героиню.
Магия кино
В пору отчаяния в жизнь Елены Блохиной подобно фейерверку ворвалось кино. Актрису пригласили в трагикомедию «Страстной бульвар» Владимира Хотиненко. Сценарий к картине написал однокурсник Блохиной актер и драматург Сергей Колтаков, и он же сыграл главную роль. Персонаж Колтакова – в прошлом подающий надежды артист, а ныне почти спившийся кочегар – после встречи с говорящим вороном нашел старую записную книжку с телефонами бывших друзей и женщин. В образе Пушкина герой отправился к знакомым из прошлого. Елена сыграла бывшую жену кочегара-артиста.
– У меня была одна сцена, где главный герой возвращается к моей героине, они тепло общаются, но потом он понимает, что это тоже не то, – рассказывает актриса. – С Сергеем Колтаковым у нас всегда были хорошие дружеские отношения. В кадр отлично вписалось наше студенческое фото. В Москву я приехала в смешном наряде. Перед съемками я вернулась с гастролей в Германии в модных тогда кожаных штанах. Поверх синей майки на мне висели куча вещей – тот самый лорнет, старинный карандаш в футлярчике и маленькая серебряная сумочка. Хотиненко, когда увидел меня во всем этом, сказал, чтобы в этом я приходила на съемки.
Но на съемочной площадке саратовскую актрису ждал неприятный сюрприз. Оказалось, что в кино все снимают с ходу, без репетиций, и актеры заранее учат свои слова.
– Команда режиссера: «10 минут перерыва – актриса будет учить текст» вызвала у меня истерику, – признается Елена. – Такая огромная площадка, свет, камеры, много людей – как тут что-то учить? Эпизод в итоге сняли, но мое настроение этот казус омрачил.
Возвращение в Драму
Съемки закончились, а в Саратове Елену снова ждала неустроенность. Кто-то из актеров АТХ уехал в Москву, кто-то искал себя в других сферах. Лучшая подруга Елены актриса Евгения Калининская решила посвятить себя детям-сиротам. Вместе с ней и давним другом священником Владимиром Семеновым они пытались организовать православный детский дом, но из-за бюрократических проволочек пришлось ограничиться приемной семьей и опекой. Роль мамы и воспитателя семи мальчишек в возрасте от трех до семи лет взяла на себя Евгения, а Елена и отец Владимир ей всячески помогали: общими усилиями купили дом в Рыбушке и сделали там ремонт. Тогда Елена научилась водить машину и теперь не представляет себя без колес. В какой-то момент все это захватило ее настолько, что она почти оставила театр, но потом почувствовала, что готова вернуться. Странствующую актрису пригласил худрук Драмы Григорий Аредаков, правда, предупредил, что ролей будет не много. Вводиться в репертуарные спектакли Елена сама не хотела.
– Прекрасный репертуар, замечательный завлит, молодые режиссеры, творческие лаборатории и смелые постановки – меня все устроило. И я очень благодарна театру за те небольшие роли, в каждую из них я старалась вложить по максимуму, – говорит актриса.
Невозмутимость и спокойствие, с которыми заслуженная артистка РФ служила театру, принесли свои плоды и новые интересные роли. Весной 2022 года выпускница мастерской Камы Гинкаса столичный режиссер Ирина Керученко поставила на Малой сцене драму «Кроткая» по одноименной повести Достоевского. В этом спектакле три героя – ростовщик, его юная жена и служанка Лукерья. Персонажей сыграли Олег Морозов, Екатерина Ледяева и Елена Блохина. На XII фестивале «Золотой Арлекин» в марте этого года все трое получили статуэтки за лучшие актерские работы.
– Я рада, что попала в этот спектакль, – говорит Елена. – У нас сложилась великолепная команда. Очень важно, когда актеры и режиссер находят общий язык. Теплая атмосфера на репетициях всегда передается спектаклю, и это чувствуют зрители. Ирина Керученко требовательная и строгая, но актеры понимают, что она хочет. Моей роли как таковой не существовало. У Достоевского этот персонаж не прописан. Режиссер сказала, что мы будем ее сочинять, и я благодарна ей за то, что она разрешала мне пробовать все. Лукерью мы играем в паре с Евгенией Торгашовой, и это две разных героини. Я воцерковленный человек, и моя Лукерья, как и у Достоевского, наполнена внутренним миром веры и искания. Это то, что мне очень близко.
В текущем сезоне к богатому списку ролей Елены Блохиной добавилось два новых персонажа. В спектакле Григория Аредакова «Все в саду» Эдварда Олби она великолепно сыграла опытную сводницу Миссис Туз. В разгар репетиций «Королевы» по пьесе «Мария Стюарт» режиссер и художница Юлиана Лайкова пригласила Елену Викторовну на роль Анны Кеннеди.
– Кормилицу шотландской королевы репетировала другая актриса, но у нее заболела нога, и постановщики решили подстраховаться и ввести в спектакль еще одну артистку, – объясняет Елена Викторовна. – Войти за четыре репетиции в такой сложный материал было непросто. Шиллер – это стихи и особое существование в текстах. Поначалу я пришла в ужас и голосом говорила совсем не тем. Всю ночь думала над этим и на следующий день смогла найти нужную интонацию, и Юлиана меня похвалила.
Набережная и Волга
Среди режиссеров Елена Блохина выделят Игоря Коняева, репетировать с ним комфортно даже таких эпизодических персонажей, как ее Матрена в «Что делать?».
– Репетиционный процесс с Коняевым захватывает, настолько это эрудированный человек и профессионал. Я с удовольствием сидела на его репетициях, чтобы послушать и посмотреть, как он работает с артистами, – признается артистка.
А вот передавать свое мастерство молодым актерам Елена Блохина пока не решилась, хотя попытки делала.
– С актером Юрием Кудиновым и детской студией ТЮЗа мы выпустили несколько спектаклей. В сказке «Ах, Андерсен!» я играла Короля, а в «Малыше и Карлсоне» – Фрекен Бок. Я занималась с ребятами, но основную работу все же выполнял Юра. Возможно, это мой эгоизм, что я не могу полностью отдаться детям и все еще хочу играть сама. Я все еще мечтаю о кино, хочу сыграть сложную героиню или сняться в фильме у Жоры Крыжовникова. Да, это мало реально, но вполне может случиться в театре, – говорит актриса.
Сейчас, когда все подопечные Елены Блохиной в Рыбушке выросли, времени стало больше. Свободные от репетиций часы она проводит в спортзале со штангой, поет в любительском церковном хоре Троицкого храма или учится размеренно созидать мир у своего кота Василия. Пушистого любимца актриса подобрала котенком в Рыбушке. Сейчас Василию два года, в отличие от хозяйки к театру он равнодушен и пока играть в спектаклях не планирует.
– В юности я задавалась вопросом: когда я смогу полюбить Саратов? Один артист в АТХ мне сказал, что моя позиция неправильная, ведь я училась, играю и живу в этом городе. И я полюбила. Самое дорогое в Саратове для меня – Троицкий собор, набережная и театр. Я люблю своих зрителей, люблю белые цветы и то, что я делаю, – признается Елена.
Фото автора, Саратовского театра драмы и из личного архива Елены Блохиной