Сдача третьей режиссерской работы Захарина в ТЮЗе и четвертой в Саратове состоялась в преддверии школьных каникул. В декабре новый режиссер представил свою версию «Аленького цветочка» на Большой сцене, а в феврале - «Приключения Фунтика» в историческом здании театра. И вот спустя месяц снова премьера, и на этот раз Пушкин.
Сюжет про Белоснежку – о ревнивой мачехе и красавице-падчерице, который когда-то вдохновил братьев Гримм, - с тем или иным национальным колоритом есть у многих народов мира. В Африке вместо богатырей и гномов фигурируют охотники на слонов, а у монголов – семеро сыновей хана. Аналогичные сюжеты можно встретить в сказаниях шотландцев, армян, итальянцев и греков. Роль волшебного зеркала в этих историях выполняет форель из ручья, а орудием убийства вместо яблока служат отравленный хлеб, игла, кольцо и даже заколка. Чарующий сюжет Пушкину в детстве пересказала его няня Арина Родионовна, а во вторую Болдинскую осень он подарил миру стихотворную версию сказки.
Для Сергея Захарина новый спектакль не первое обращение к сказкам величайшего русского классика. В ноябре 2022 года «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» он поставил на сцене столичного Театра Романа Виктюка в рамках театральной пушкинской серии. И в той постановке очень много схожего с саратовской версией, начиная от формата «сказки в сказке» и заканчивая атмосферой и деталями. Пушкинский сюжет по просьбе крестьян рассказывает рассказчик, а те подручными средствами преображаются в тех или иных героев повествования.
Таким образом, юным зрителям предлагают погрузиться в нарочито домашний театр. Царь вместо короны надевает на голову что-то похожее на ведро, а царицу наряжают в простенький кокошник. Как и в «Аленьком цветочке», вместо привычных для русских народных сказок ярких красок в костюмах персонажей преобладают нежно-пастельные тона и натуральные льняные ткани. Такими героев увидела художник Театра Романа Виктюка Юлия Короткова.
Если в столичной версии роль рассказчика выполняет сам Александр Сергеевич, то в ТЮЗе это Кот, тот самый, что «пойдет направо – песнь заводит…». В спектакле Захарина он в стильном костюме и в цилиндре с тельняшкой резко контрастирует с общим фольклорным антуражем спектакля. В пушистого сказочника преобразился Артем Яксанов. Царем стал Михаил Селиванов, царицей-матерью - Мария Лучкова, царевичем Елисеем неожиданно Александр Степанов, а роль «семи богатырей» и вовсе разделили «крестьяне» далеко не богатырского вида.
Ярким лучом на этом фоне стала царица-мачеха в бордово-красных нарядах (ее играет Марина Климова). Правда, главную причину конфликта - красоту падчерицы - режиссер решил не выносить напоказ. Молодая царевна в синем платье свободного покроя выглядела очень скромно и явно не собиралась соперничать с яркой и завистливой царицей. Жертву ревности последней в спектакле сыграла Ольга Самохина. Однако скромный вид не спасает царевну, и согласно принципу чеховского ружья яблоко, которое с самого начала подвешено над сценой, проделывает свое черное дело.
В саратовской версии, длящейся почти полтора часа, постановщики увеличили количество персонажей с восьми до десяти. Кульминация спектакля тоже затянулась. И только когда Елисей на коне-стуле отправляется на поиски своей невесты, минорное действие наполняется динамикой и красками. Встреча царевича с шаманским Солнцем, тихим Месяцем и буйным Ветром - самое зрелищное в спектакле. Как и в Театре Романа Виктюка, все три стихии объединил один актер, в ТЮЗе это Алексей Кривега.
Оригинально в постановке выглядел прием с волшебным зеркалом и неожиданно «хрустальный гроб» в виде гигантской пуговицы. Артисты выносили на сцену корыта, вероятно, отсылая к пушкинской золотой рыбке, и, как во всех других спектаклях Захарина, много танцевали и даже пели. И хотя персонажи произносили пушкинский текст без изменений, в целом необычное прочтение сделало «Сказку о мертвой царевне» не вполне детской.
В ТЮЗе спектакль идет без антракта и рекомендуется зрителям с 6 лет.
Фото Анны НЕДОЧЕТОВОЙ