28.04.24
00:59
°C,
USD 92.01
EUR 98.72

Меню

28.04.24
00:59
°C,
USD 92.01
EUR 98.72
12+

Саратовский ТЮЗ готовится к большой премьере

Если театр начинается с вешалки, то театральное закулисье с производственных мастерских. Даже спустя годы, два и три после премьеры работа над спектаклем остается серьезной задачей, в которой помимо актеров и режиссеров задействованы десятки специалистов. Сравнить работу современного театра можно с большим заводом, где каждый цех функционирует как единый и слаженный механизм, а график предстоящих работ расписан на месяцы вперед. Как это происходит, выяснила корреспондент Панорамы Саратова.

Саратовский ТЮЗ готовится к большой премьере

Без дела не сидим

Сегодня Саратовский ТЮЗ может похвастаться не только статусом старейшего детского театра страны, но и внушительными масштабами. У театра три полноценные сценические площадки. После реконструкции возобновит работу Малая сцена в здании на улице Киселева. В текущем репертуаре ТЮЗа более 40 спектаклей, и ежегодно выпускается 6–7 новых постановок. Для того чтобы в полной мере оценить весь этот масштаб, необходимо побывать хотя бы в одном из многочисленных театральных цехов.

Большая часть из них расположилась в новом здании.

Экскурсию заведующая театрально-производственными мастерскими Софья Маркова начинает с пошивочного цеха. Именно сюда режиссер и художник-постановщик приносят первые эскизы будущего спектакля. В светлом просторном помещении в здании на Киселева трудятся два закройщика и пять портных. Еще один небольшой пошивочный цех остался в старом здании на улице Вольской.

Богатой фантазии тюзовских мастериц порой могут позавидовать именитые мировые кутюрье-авангардисты. Работать они могут с любыми видами тканей, кожами и мехами, костюмами любых конструкций и размеров. Один из примеров – шекспировская комедия «Много шума из ничего» 2008 года. Фантастические костюмы для спектакля придумал актер и художник Николай Горобец, а создавали тюзовские портные и бутафоры. В итоге персонажи предстали в фантасмагорических платьях из множества обручей и в невероятных головных уборах с причудливыми фигурами. Вершиной этого безумного костюмированного арт-карнавала стали белоснежные одеяния, казавшиеся зрителям бумажными.

– После того как мы сшили эти костюмы, нам ничего уже не страшно, – рассказывает заведующая цехом художник-модельер Нина Бобылева. – На моей памяти это самая сложная постановка, потому что все создавалось и ваялось буквально из воздуха и при этом выглядело массивно. Мы шьем из чего угодно, хоть из мешковины, и никогда не сидим без дела. Премьеры часто накладываются одна на другую. Бывает, что одновременно мы готовим костюмы сразу к трем спектаклям. Артисты много играют, что-то рвется, изнашивается или вводятся другие актеры, поэтому занимаемся еще и ремонтом, и пошивом дополнительных костюмов.

К технически сложным работам в пошивочном цехе относят недавнюю премьеру «Рони, дочь разбойника» Сергея Агафонова.

– Там тоже очень специфические костюмы необычного кроя, нужно было подогнать и по толщинке, персонажи были корявыми, и приходилось выдумывать, как это правильно сделать, – делится Нина Ивановна.

Возвращение легенды

В декабре работа в пошивочном цехе кипит вдвойне. К новогодней елке в ТЮЗе готовят премьеру сказки «Аленький цветочек» и традиционную интермедию у елки.

Легендарный для ТЮЗа «Аленький цветочек» не сходил со сцены более 70 лет. За это время костюмы и декорации настолько обветшали, что восстанавливать их не имело смысла, да и режиссер Сергей Захарин не ставил такой задачи. За основу в его спектакле взята классическая сказка.

– Старая версия отличалась насыщенностью красок. В декорациях Николая Архангельского доминировали тона иллюстратора Ивана Билибина. В новом спектакле цветовая гамма будет не такой яркой, а стиль – более лаконичным. В костюмах преобладает совмещение старорусских мотивов с современными элементами. Используются натуральные ткани: хлопок и лен, а в элементах нарядов присутствует и ручная работа. Визуальная часть по замыслу художника-постановщика выдержана в единой цветовой гамме, – показывает эскизы Софья Маркова.

– Вот купили стеганку, положили на нее бортовку и простегали рисунком, который выбрал художник, – демонстрирует один из костюмов Нина Бобылева.

К счастью, сегодня у портных нет проблем с оборудованием, материалами или аксессуарами. Закройщики и швеи внедряют новые технологии и делают фактуринг, но так было не всегда.

– Это сейчас у нас утюги-парогенераторы и два стенда разноцветных ниток, а в 90-х только черные, белые, бордовые – и все. Мы сами красили ткани, что-то отдавали в дом быта, рулонами покупали шерсть, шелк и белый камышинский бархат, резали и сшивали, – вспоминает Нина Бобылева.

И если проблемы с тканями и фактурой остались в прошлом, то с профессиональной сменой у тюзовских мастериц все не так радужно. Училища, которые готовили портных и закройщиков для театров, закрыли, и специалистов такого уровня в наши дни практически никто не готовит. Передавать свой опыт и знания театральным портным приходится на месте, но не у всех это получается.

– Специфика нашей работы такова, что постоянно приходится изобретать что-то новое и понимать, как это правильно сделать, – объясняет Софья Маркова. – Помимо профессионального образования для работы в театре нужен творческий подход. Остаются те, кому нравится постоянно шить разное, ведь наши костюмы никогда не повторяются!

Волшебные ручки

По соседству с пошивочным цехом расположился декорационно-бутафорский цех. Именно здесь происходит главное театральное волшебство, где из бумаги могут сделать железо, а пластмассу выдать за дерево. Вазы с фруктами, рыцарские доспехи, короны или кокошники – пожалуй, нет такого предмета, который был бы неподвластен рукам здешних умельцев.

Среди огромных столов и полок со всевозможными инструментами, гвоздями и банками творят свои чудеса восемь декораторов. Практически вся команда цеха также занята «Аленьким цветочком». Художник-декоратор и главный мастер ТЮЗа по головным уборам Наталья Праслова создает свои шедевры на протяжении сорока лет. Сегодня без ее изделий не обходится ни одна премьера. Профессиональный художник по костюмам и супруга актера, она работала в Алма-Атинском ТЮЗе и в Елецком театре «Бенефис». Сейчас Наталья добавляет последние штрихи к маскам Чудовища и его свиты.

– Хочу, чтобы оно было более интеллигентным, – объясняет она, приглаживая детали необычного головного убора. – Каждый спектакль – это свои сложности, а сказочный – вдвойне. «Аленький цветочек» играют в двух составах, поэтому масок нужно вдвое больше. На создание каждой из них уходит неделя. Изначально планировалось, что перья будут настоящими, но в таком количестве это нереально. Я придумала, как сделать их максимально реалистичными из ткани. Вырезаем их из сетки и потом вручную махрим, – объясняет мастер технологию одного из этапов большого творческого процесса.

К радости Натальи Прасловой и ее коллег материалов, которые упрощают бутафорское ремесло, становится все больше.

– Отличным помощником для нас стал эвафом. Например, эта удобная и легкая в применении вспененная резина используется для создания кукол и бутафории. При нагревании строительным феном она становится мягкой и без проблем принимает и держит нужную форму, – объясняет художница.

Несколько лет назад в декорационно-бутафорский цех пришли две выпускницы Боголюбовского художественного училища, на которых в театре возлагают большие надежды. Анастасия Пода – одна из них.

– Моя работа невероятно интересная, потому что каждый спектакль – это всегда что-то новое и уникальное. Никогда не знаешь, какой будет новая декорация или бутафория. Мне нравятся масштабные росписи. В спектакле «Ёженька и нарисованные человечки» мы придумали и создали куклу Пятирога размером 2х3 метра, в которой работали два актера. Это был потрясающий творческий эксперимент и опыт, – делится Анастасия.

Финальный аккорд нашей прогулки по тюзовскому закулисью – сварочный цех. В его огромном пространстве, сравнимом с заводским ангаром, мастера закачивают работу над роскошной люстрой для «Аленького цветочка». По замыслу постановщиков, она украсит сказочный дворец Чудовища. До премьеры остается не так много времени, но, к счастью, основная и самая сложная часть работ завершена. Каким будет новый «Аленький цветочек», зрители узнают 23 декабря, а огромный театральный механизм из монтировщиков, реквизиторов, гримеров, осветителей, звукорежиссеров, портных, бутафоров, слесарей и плотников постарается сделать все, чтобы технически спектакль прошел без сучка и задоринки.

Саратовский ТЮЗ готовится к большой премьере Саратовский ТЮЗ готовится к большой премьере 

Саратовский ТЮЗ готовится к большой премьере Саратовский ТЮЗ готовится к большой премьере

12 дек 2023, 18:18 947 Поделиться: 0
Саратовский ТЮЗ готовится к большой премьере
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх