28.04.24
04:15
°C,
USD 92.01
EUR 98.72

Меню

28.04.24
04:15
°C,
USD 92.01
EUR 98.72
12+

В Саратовской драме "Блажь" Островского почти превратили в водевиль. 

Премьера питерского режиссера Игоря Коняева на Большой сцене с аншлагом открыла новый 221-й сезон.

В Саратовской драме Блажь Островского почти превратили в водевиль. 

Год 200-летия со дня рождения Александра Островского российские театры негласно объявили годом пьес выдающегося драматурга. Студенты Игоря Баголея отметились комедией «Таланты и поклонники», а актеры Саратовского ТЮЗа открыли сезон полуавангардной «Грозой» Мурата Абулкатинова.  

В Саратовской драме работать над Островским решили вместе с известным российским режиссером, обладателем Госпремии и «Золотой маски» Игорем Коняевым. С учеником Льва Додина, а в прошлом худруком русского театра Риги и Санкт-Петербургской музыкальной комедии здесь сотрудничают давно. Саратовцам Коняев знаком по таким ярким постановкам, как «Завтрак у предводителя», «Человек из Подольска» и «Что делать?». 

История о богатых людях

Незамысловатую комедию «Блажь» Островский написал в соавторстве с другим драматургом – Петром Невежиным. Участник русско-турецкой войны сначала писал короткие рассказы на военную тематику, а потом увлекся сочинением комедий. Однако критики творчество Невежина не принимали, и тогда молодой автор сделал ход конем и попросил уже известного драматурга отредактировать текст. Александр Николаевич сделал диалоги более живыми и помог поставить пьесу в Малом и Александринском театрах. 

Простой сюжет «Блажи» зрители приняли тепло. Помещица средних лет Серафима Сарытова живет в одном из уездных городков и опекает, по тексту, двух сестер, а в постановках чаще крестниц – Ольгу и Настю. Разлад в жизнь семейства вносит новый управляющий и любовник Сарытовой Степан Брыкалов. Гимназист-недоучка и кутила, пользуясь покровительством Серафимы Давыдовны, проматывает имущество опекаемых ею девиц. 

Спасать поместье и вытащить Сарытову из долгов приезжает ее старшая сестра Прасковья с мужем, богатым помещиком Семеном Бондыревым. Но сама Серафима уверяет, что Степан – это последняя любовь ее жизни, и просит родных понять и простить ее блажь. В пьесе присутствуют ряд второстепенных персонажей, которые, так или иначе, влияют на дальнейшее развитие событий. Это местная сваха и сплетница Гурьевна, ее воспитанник Митрофан, а также богатый сосед Сарытовой Павел Лизгунов. 

Виртуозные интриги, колоритные персонажи и извечная тема пагубной страсти дамы бальзаковского возраста делает пьесу актуальной и в наши дни. Но в современных театрах посмотреть «Блажь» можно не часто. Среди немногих столичный театр Маяковского, Минусинский и Магаданский театры драмы. 

В том, что из всех произведений Островского Игорь Коняев остановился на «Блажи», по его словам, нет ничего удивительного. 

- Во-первых, это комедия, которая в Саратове никогда не шла или почти не шла, - объяснил он. - Во-вторых, она сатирическая, а в труппе Саратовского театра драмы есть те, кто может ее сыграть. И, в-третьих, «Блажь» - история о богатых людях, а благодаря регулярным сводкам об их жизни сегодняшние россияне прекрасно понимают их нравы. 

Классика без условностей

Перед премьерой Коняев подчеркнул, что в его версии «Блажи» акцент сделан на сатиру. Оригинальными находками режиссер балует публику с момента поднятия занавеса, когда на смену милейшим купидонам врываются легендарные плейбоевские кролики. Микс из зажигательных попурри превращает спектакль в яркий и зрелищный водевиль, что придает тексту конца XIX века свежее дыхание и упрощает восприятие. 

Как и заведено в сатире, недостатки и достоинства персонажей в постановке нарочито преувеличены. Серьезную творческую работу здесь проделали и сами артисты, многие из них раскрылись совершенно с другой стороны. 

В чудноватой и готически-комической сиротке Насте с трудом угадывалась Екатерина Ледяева. Под маской по-королевски величественной помещицы Прасковьи Бондыревой не все признали и актрису Любовь Воробьеву. Не уступал сценической супруге и актер Андрей Степанов в обличии губернского денди Семена Бондырева. Еще одно открытие спектакля – Александр Каспаров в образе нувориша Лизгунова, до боли схожего с известным певцом-дебоширом. Умилительна лубочно-народная сплетница и попрошайка Гурьевна в исполнении харизматичной Светланы Москвиной. Вне всякой критики танцующий и поющий на все случи жизни Митрофан. В этой роли Игорь Коняев увидел оригинально пластичного «Человека из Мытищ» Илью Ульянчева. Восхитительна красавица Дарья Ревина - в имидже строгой и не по годам расчетливой помещицы-сироты Ольги. 

Как истинный зверь и хищник явился публике Александр Островной - та самая «блажь» и типичный альфонс Степан Брыкалов. А без памяти влюбленная в свою капризную игрушку Серафима Сарытова (она же блистательная Эльвира Данилина) предстала в образе страдающей от переизбытка чувств актрисы из немого кино. 

Вершина актерского мастерства – момент, когда отношения Брыкалова с Сарытовой заходят в тупик, и комедия едва не превращается в драму. Улыбки, которые царили на лицах зрителей едва ли не весь спектакль, сменяются на жалость к героине и даже к ее управляющему. Но «Блажь» - это все-таки комедия, и поэтому все грустное здесь ненадолго, а финал у постановки замечателен и для искренне влюбленных, и для тех, кто не очень. Серафима понимает, что поддалась разрушительной страсти, которая едва не стоила ей состояния и счастья родных людей, а те не держат зла. 

Отдельная тема спектакля – оформление и роскошные костюмы героев. В стильных нарядах Ольги и Прасковьи как будто слились знаменитая русская коллекция Вячеслава Зайцева с этническими мотивами австрийского модельера Лены Хошек. Над визуальной частью постановки поработал художник Юрий Наместников и золотые руки сотрудников пошивочного, а также декорационного, постижерного и гримерного цехов Саратовского театра драмы. 

Спектакль «Блажь» стал третьей постановкой по Островскому на Большой сцене и рекомендуется публике с возрастной пометкой 16+, свободной от условностей в восприятии классики. 

В Саратовской драме Блажь Островского почти превратили в водевиль.  В Саратовской драме Блажь Островского почти превратили в водевиль.  В Саратовской драме Блажь Островского почти превратили в водевиль. 
 

06 окт 2023, 15:21 2212 Поделиться: 0
В Саратовской драме Блажь Островского почти превратили в водевиль. 
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх