Год 200-летия со дня рождения Александра Островского российские театры негласно объявили годом пьес выдающегося драматурга. Студенты Игоря Баголея отметились комедией «Таланты и поклонники», а актеры Саратовского ТЮЗа открыли сезон полуавангардной «Грозой» Мурата Абулкатинова.
В Саратовской драме работать над Островским решили вместе с известным российским режиссером, обладателем Госпремии и «Золотой маски» Игорем Коняевым. С учеником Льва Додина, а в прошлом худруком русского театра Риги и Санкт-Петербургской музыкальной комедии здесь сотрудничают давно. Саратовцам Коняев знаком по таким ярким постановкам, как «Завтрак у предводителя», «Человек из Подольска» и «Что делать?».
История о богатых людях
Незамысловатую комедию «Блажь» Островский написал в соавторстве с другим драматургом – Петром Невежиным. Участник русско-турецкой войны сначала писал короткие рассказы на военную тематику, а потом увлекся сочинением комедий. Однако критики творчество Невежина не принимали, и тогда молодой автор сделал ход конем и попросил уже известного драматурга отредактировать текст. Александр Николаевич сделал диалоги более живыми и помог поставить пьесу в Малом и Александринском театрах.
Простой сюжет «Блажи» зрители приняли тепло. Помещица средних лет Серафима Сарытова живет в одном из уездных городков и опекает, по тексту, двух сестер, а в постановках чаще крестниц – Ольгу и Настю. Разлад в жизнь семейства вносит новый управляющий и любовник Сарытовой Степан Брыкалов. Гимназист-недоучка и кутила, пользуясь покровительством Серафимы Давыдовны, проматывает имущество опекаемых ею девиц.
Спасать поместье и вытащить Сарытову из долгов приезжает ее старшая сестра Прасковья с мужем, богатым помещиком Семеном Бондыревым. Но сама Серафима уверяет, что Степан – это последняя любовь ее жизни, и просит родных понять и простить ее блажь. В пьесе присутствуют ряд второстепенных персонажей, которые, так или иначе, влияют на дальнейшее развитие событий. Это местная сваха и сплетница Гурьевна, ее воспитанник Митрофан, а также богатый сосед Сарытовой Павел Лизгунов.
Виртуозные интриги, колоритные персонажи и извечная тема пагубной страсти дамы бальзаковского возраста делает пьесу актуальной и в наши дни. Но в современных театрах посмотреть «Блажь» можно не часто. Среди немногих столичный театр Маяковского, Минусинский и Магаданский театры драмы.
В том, что из всех произведений Островского Игорь Коняев остановился на «Блажи», по его словам, нет ничего удивительного.
- Во-первых, это комедия, которая в Саратове никогда не шла или почти не шла, - объяснил он. - Во-вторых, она сатирическая, а в труппе Саратовского театра драмы есть те, кто может ее сыграть. И, в-третьих, «Блажь» - история о богатых людях, а благодаря регулярным сводкам об их жизни сегодняшние россияне прекрасно понимают их нравы.
Классика без условностей
Перед премьерой Коняев подчеркнул, что в его версии «Блажи» акцент сделан на сатиру. Оригинальными находками режиссер балует публику с момента поднятия занавеса, когда на смену милейшим купидонам врываются легендарные плейбоевские кролики. Микс из зажигательных попурри превращает спектакль в яркий и зрелищный водевиль, что придает тексту конца XIX века свежее дыхание и упрощает восприятие.
Как и заведено в сатире, недостатки и достоинства персонажей в постановке нарочито преувеличены. Серьезную творческую работу здесь проделали и сами артисты, многие из них раскрылись совершенно с другой стороны.
В чудноватой и готически-комической сиротке Насте с трудом угадывалась Екатерина Ледяева. Под маской по-королевски величественной помещицы Прасковьи Бондыревой не все признали и актрису Любовь Воробьеву. Не уступал сценической супруге и актер Андрей Степанов в обличии губернского денди Семена Бондырева. Еще одно открытие спектакля – Александр Каспаров в образе нувориша Лизгунова, до боли схожего с известным певцом-дебоширом. Умилительна лубочно-народная сплетница и попрошайка Гурьевна в исполнении харизматичной Светланы Москвиной. Вне всякой критики танцующий и поющий на все случи жизни Митрофан. В этой роли Игорь Коняев увидел оригинально пластичного «Человека из Мытищ» Илью Ульянчева. Восхитительна красавица Дарья Ревина - в имидже строгой и не по годам расчетливой помещицы-сироты Ольги.
Как истинный зверь и хищник явился публике Александр Островной - та самая «блажь» и типичный альфонс Степан Брыкалов. А без памяти влюбленная в свою капризную игрушку Серафима Сарытова (она же блистательная Эльвира Данилина) предстала в образе страдающей от переизбытка чувств актрисы из немого кино.
Вершина актерского мастерства – момент, когда отношения Брыкалова с Сарытовой заходят в тупик, и комедия едва не превращается в драму. Улыбки, которые царили на лицах зрителей едва ли не весь спектакль, сменяются на жалость к героине и даже к ее управляющему. Но «Блажь» - это все-таки комедия, и поэтому все грустное здесь ненадолго, а финал у постановки замечателен и для искренне влюбленных, и для тех, кто не очень. Серафима понимает, что поддалась разрушительной страсти, которая едва не стоила ей состояния и счастья родных людей, а те не держат зла.
Отдельная тема спектакля – оформление и роскошные костюмы героев. В стильных нарядах Ольги и Прасковьи как будто слились знаменитая русская коллекция Вячеслава Зайцева с этническими мотивами австрийского модельера Лены Хошек. Над визуальной частью постановки поработал художник Юрий Наместников и золотые руки сотрудников пошивочного, а также декорационного, постижерного и гримерного цехов Саратовского театра драмы.
Спектакль «Блажь» стал третьей постановкой по Островскому на Большой сцене и рекомендуется публике с возрастной пометкой 16+, свободной от условностей в восприятии классики.