Драматические постановки для взрослых в репертуаре Саратовского театра кукол давно не редкость. Идея этой постановки, по словам ее создателей, родилась после успеха главной премьеры прошлого года – былинного эпоса «Илья Муромец». Осуществить задуманное удалось при поддержке федерального партийного проекта «Единой России» «Культура малой Родины».
Билеты на премьеру продают в ограниченном количестве и только на ближайшие ряды зрительного зала. Таким образом, в театре хотят создать мистическую атмосферу и сохранить камерность сценического пространства.
Перед показом публике режиссер анонсировал характер и жанр постановки. «Нам захотелось веселых ноток, чтобы все посмеялись», – сообщил Алексей Усов.
Однако за бытовым житейским юмором на деле в постановке подняли достаточно серьезные темы. Взятая режиссером за основу пьеса Нины Садур «Панночка», хоть и написана по мотивам гоголевского «Вия», имеет ряд серьезных отличий от него. Так, на первое место здесь выходит поединок Хомы Брута с Панночкой, а большая часть мистического колорита с нечистью и вурдалаками остается за кадром. Меняется и предыстория знакомства бурсака с ведьмой, а главная идея пьесы в итоге сводится к тому, что тот становится едва ли не борцом с мировым злом, воплощением которого является Панночка.
Параллельно с этой линией развиваются романтические отношения Хомы с хуторянкой Хвеськой и родительская трагедия Сотника.
В отличие от пьесы Садур, где мало внимания уделяется первой и второй ночи в церкви, в спектакле эти сцены есть, и они очень зрелищные. Но вот самого Вия, вопреки названию, как и Панночку в гробу, зрители не увидят.
– Мы поняли, что это такая бездна. Вы почувствуете и увидите второй план этой истории, поэтому жанр мы определяем как мистическую комедию, – пояснил задумку Усов.
Героями спектакля Алексея Усова вопреки ожиданиям зрителей стали актеры-люди, хотя марионетки и перчаточные куклы на сцене тоже присутствуют. В этом плане проявилось традиционное мастерство «Теремка» гармонично вплетать их и в спектакли для взрослых.
В зависимости от эмоциональной нагрузки того или иного эпизоды куклы подчеркивают его комичность или мистицизм. Оригинально в спектакле показана сцена, где дочка Сотника превращается в страшную старуху. К сильным сторонам постановки без сомнений можно отнести музыкальное сопровождение, визуальные решения и игру света.
Над световыми этюдами спектакля работал давний друг «Теремка», художник по свету Саратовского ТЮЗа Максим Шлыков, над музыкой – композитор Алексей Крамаренко, а стихи к саундтреку написал Кирилл Захаров. Для максимального погружения в атмосферу «Вия» в театре кукол даже записали специальные звонки.
Интересным получился актерский состав спектакля. Роль Философа Хомы играет Антон Козлов. В комедии Усова это достаточно трагический персонаж, личную драму которого усиливают завязавшийся роман с Хвеськой. Эту веселую и бойкую героиню играет Дарья Захарова. Среди местных хуторских казаков отметились актеры Антон Черепанов и Дмитрий Ковдя. Приятно было увидеть и экс-саратовского телевеведущего Александра Новохатского в роли Сотника. Пронизывающим голосом зрителей приводила в ужас Ведьма – Оксана Черепанова. В прямом смысле берет за душу мистическая финальная сцена с Панночкой и Философом.
Спектакль Алексея Усова впечатлит публику атмосферностью, актерской игрой и легким, незамысловатым юмором, однако ждать соответствия с классическим Гоголем от пьесы Нины Садур не стоит.
В заключение в театре добавили, что возрастной ценз спектакля хоть и обозначен как 14+, это информация носит рекомендательный характер, и спрашивать документы у зрителей на входе никто не будет.
На заметку:
Алексей Усов также попросил зрителей оставлять отзывы о спектакле в соцсетях, так как это всегда мотивирует и постановщиков и актеров.