28.04.24
01:57
°C,
USD 92.01
EUR 98.72

Меню

28.04.24
01:57
°C,
USD 92.01
EUR 98.72
12+

Главный волшебник Саратовского ТЮЗа: художник по свету Максим Шлыков рассказал о своей профессии

11 июля профессиональный праздник отмечают художники по свету. Свет в театре неслучайно называют главным волшебником. Он не просто делает сцену и актеров видимыми, но и выполняет много различных задач. Правильное освещение может подчеркнуть декорации и костюмы, перенести зрителей из мрачного леса в роскошный дворец, имитировать дождь с грозой, передать время суток или акцентировать внимание зала на определенных объектах. И все это волшебство зрителям дарят профессионалы, которые всегда остаются за кадром. Легко ли работать с современными световыми приборами и какую роль они выполняют в театре, «СП» рассказал художник по свету Саратовского ТЮЗа Максим ШЛЫКОВ. ...

Главный волшебник Саратовского ТЮЗа: художник по свету Максим Шлыков рассказал о своей профессии

От школьного актива  к свету

Рабочее место художника по свету – это не только пульт, но все пространство сцены и зрительного зала. Разработать световую композицию, которая отвечала бы замыслу режиссера и художника-постановщика, – непростая задача. Поэтому художник по свету должен уметь хорошо рисовать и работать руками, обладать богатым творческим воображением и цветовосприятием, а еще отлично разбираться в световом оборудовании и сценографии и многое другое. Научить всему этому случайного человека с улицы невероятно сложно, ведь на подготовку даже имеющих способности к этому непростому ремеслу молодых людей уходят годы. Небольшое количество специалистов по свету с недавнего времени выпускают столичные вузы, однако большая часть художников по свету, светооператоров в провинциальных театрах – это те самородки, которые перенимали азы профессии от старших коллег. И Максим Шлыков один из таких. Театром он «заболел» с того дня, как впервые попал за кулисы. Сейчас Максиму 38 лет. За 20 лет в профессии только в ТЮЗе он создал 45 спектаклей, еще более 40 его работ – в прямом смысле – увидели свет в Театре кукол «Теремок» и на других саратовских сценах. Своим учителем и наставником Максим считает актера Виктора Стороженко, который много лет руководил осветительным цехом в Саратовском ТЮЗе и работал художником по свету.

Еще в младших классах Максим Шлыков заявил учительнице, что будет работать в театре кукол. Школьником он был деятельным и инициативным, благодаря чему вступил в школьный актив Саратовского ТЮЗа. Старшеклассники следили за порядком в фойе, ловили зрителей, пытавшихся проникнуть в зрительный зал после антракта с пирожным. Но главный бонус активистов – это спектакли, которые можно было смотреть. Максиму нравилось наблюдать за актерской игрой, и он даже подумывал стать артистом. Параллельно школьник посещал художественно-декорационный цех, где его под опеку взяла художник Ольга Колесникова. Максим помогал ей делать макет спектакля: паял из проволоки колонны и мастерил мебель. А еще в цеху хранили много старых советских журналов «Сценическая техника и технология», которые ему разрешали брать домой.

В 11-м классе Максим Шлыков занимался организацией школьной дискотеки.

Главный волшебник Саратовского ТЮЗа: художник по свету Максим Шлыков рассказал о своей профессии

– Хотелось, чтобы получилось профессионально и красиво, – говорит он. – С одноклассником мы отремонтировали старые прожектора, смастерили простенькие световые приборы и зеркальный шар, достали светофильтры. Работать со светом мне понравилось, и по рекомендации Ольги Колесниковой меня взяли в осветительный цех. Иметь дело с электричеством несовершеннолетним запрещалось, и поначалу я просто ходил в цех, потом меня оформили машинистом сцены, и я помогал осветителям. И только после 18 лет я смог полноценно начать работу со светом. Мой первый самостоятельный спектакль – «Строитель Сольнес» Юрия Ошерова. Я послушно выполнял все пожелания, однако на премьере Ошеров все равно волновался и рвался в осветительную будку, но Виктор Стороженко проявил стойкость и сказал, что не нужно нервировать дебютанта. В итоге все прошло хорошо. Ошеров остался доволен и сам предложил работу над следующей постановкой – «Маленький принц».

За три года в ТЮЗе Максим Шлыков выпустил несколько постановок, включая кассовую комедию для взрослых «Шум за сценой», и прошел курсы повышения квалификации у ведущих специалистов по свету из Санкт-Петербурга и США.

– Во время учебы нам показывали разные площадки, их оснащение, – рассказывает Максим. – Мне запомнилась экскурсия по Мариинскому театру. По сравнению с тем старым советским оборудованием, которое стояло в те годы на Вольской, Мариинка казалась космосом. И я мечтал, чтобы когда-то в Саратове появилось такая же аппаратура.

Мечта Максима Шлыкова сбылась, когда Саратовский ТЮЗ обрел новое здание. Тогда театру требовалось срочно запустить современное оборудование, а фирме-поставщику нужен был грамотный специалист, которому можно было доверить сложнейшую аппаратуру. Максим уже работал художником по свету в «Теремке», но и сотрудничество со своим первым театром не прекращал. Всего за два дня на новой Большой сцене вместе с режиссером и актером Артемом Кузиным они выпустили новогоднюю программу.

– Многие думают, что осветителю нужно лишь нажимать кнопку на пульте, но это не совсем так, – говорит Максим. – Если артистам прощают забытые реплики или перепутанный текст, то ошибки в работе светооператора могут иметь печальные последствия. Каждый световой переход должен произойти вовремя. Но накладки тоже иногда случаются. На премьере «Отцов и детей» у нас произошел скачок электроэнергии по городу, и минут на десять вырубился постановочный свет. Мы включили дежурное освещение сцены, но запустить нужный световой переход получилось только после перезапуска оборудования. К счастью, зрители этого не поняли.

Мы часто выезжаем на гастроли, и скажу, что не каждый театр может похвастаться таким оснащением, как у нас сейчас!

Командная работа

Создание спектаклей, по словам Максима Шлыкова, это всегда командная работа, а капитан этой команды – режиссер. В идеале команда собирается вместе и обсуждает все детали. Большую роль в рабочем процессе также играют доверие и диалог между художником по свету и режиссером.

– Я всегда прошу показать мне хотя бы черновой вариант прогона от начала до конца и помечаю, где, когда и какие должны быть световые переходы. Потом с ребятами мы выходим на монтаж и делаем первый примерочный день и уже в процессе что-то поправляем, – рассказывает Максим.

Главный волшебник Саратовского ТЮЗа: художник по свету Максим Шлыков рассказал о своей профессии

За два десятка лет Максим Шлыков поработал с множеством режиссеров, включая таких мэтров, как Пауло Эмилио Ланди и Маттиас Лангхофф. С первым он трудился над постановками «Шума за сценой» и «Слуги двух господ», со вторым – над спектаклем «Софокл. Эдип, тиран».

– С Ланди было сложновато, так как оборудования у нас было немного и старое, а он требовал что-то такое сделать, что не всегда получалось, – вспоминает Максим.

– Работа с Лангхоффом стала для нас шикарной школой в плане неординарных световых решений. В постановке было совсем немного приборов, но каждый выполнял какую-то оригинальную задачу. Так, сценическое пространство у нас освещал фонарь из старой газоразрядной лампы и обычная люстра с лучом прожектора в окно. В том моменте, где царь Эдип терял зрение, сцена и зрительный зал погружался в полную темноту, для этого в театре заклеивали даже все таблички с подсветкой. Эффект усиливала одна из ламп, которая в нужный момент разгоралась и поднималась над героем, меняя цвет с розового на желтый. В итоге декорации становились серыми, символизируя серость всего мира.

Комфортно и плодотворно у Максима Шлыкова складывается работа с экс-главным режиссером Саратовского ТЮЗа Алексеем Логачевым. Его постановки «Король-олень» и «Милый Сашенька» у Шлыкова в списке любимых. На доверии и творческом диалоге строится рабочий процесс и с режиссером Олегом Загуменновым.

– Олег делает у нас студенческие дипломные спектакли, и мне они очень нравятся, плюс ребята заражают своей молодой энергией и всегда хочется сделать что-то новое и интересное, поэкспериментировать. Одна из последних наших работ – «Церковь Пресвятого Макчикена». Печально, что спектакль уйдет из репертуара вместе с выпускниками Риммы Беляковой.

А еще был момент, когда Максим Шлыков и сам едва не стал артистом.

– Валентины Ермакова увидела меня в театре и сказала, что фактура хорошая, пойдем ко мне на курс, что ты там – лампочки выкручивать всю жизнь будешь? – смеется Максим. – Но потом она заболела и не стала набирать курс.

Главный волшебник Саратовского ТЮЗа: художник по свету Максим Шлыков рассказал о своей профессии

Театром надо жить

Теплые воспоминания Максим Шлыков сохранил о работе в театре кукол, с которым продолжает сотрудничать и сейчас.

– Сцена там меньше, да и специфика спектаклей другая, и это тоже дало мне полезный опыт. Знаете, я пожалел, что не ходил в детстве в «Теремок». Это очень крутой театр в Саратове, где делают достойные постановки и для детей и для взрослых, – подчеркивает он.

Из своих свежих работ Максим выделяет «Илью Муромца» в «Теремке», «Прощание с Матерой», «Пиковую даму» и «Рони, дочь разбойника» в ТЮЗе.

– Мне кажется, эти постановки у нас получились. Сложно работать в театре и постоянно смотреть свои работы, потому что со временем их переосмысливаешь, и возникает дикое желание что-то улучшить и поменять, чего после премьеры делать нельзя. Контролировать точное исполнение световой партитуры в спектаклях – одна из задач художника по свету, – объясняет Максим.

Поэтому помимо новых работ ему периодически приходится возвращаться к старым. Из-за реконструкции Малой сцены часть спектаклей перенесли на другие площадки.

– Мне нравилась та небольшая камерная яркость и атмосфера леса, которую мы создали в спектакле «А зори здесь тихие». Оборудование Малой сцены не было современным, но близость сцены к зрителю компенсировала все недостатки. Не скажу, что постановка что-то потеряла на Большой сцене, но она стала другой. Удачным по свету я считаю спектакль «Горка», но из-за разницы в оборудовании и изменения расположения декораций на исторической сцене он немного потерял в световом оснащении и камерности, – считает Шлыков.

На текущую реконструкцию Малой сцены Максим возлагает большие надежды.

– Нам обещают построить колосники сцены, смонтировать штанкеты, софиты и бесшумное освещение, видеопроекционное оборудование, – рассказывает он. – Уровень шума для камерной сцены имеет особое значение. Современному световому оборудованию и светодиодному в том числе требуется постоянное охлаждение с вентиляцией, что создает шум. Поэтому важно подобрать максимально бесшумные приборы, которые не будут мешать ни актерам, ни зрителям.

Несмотря на то, что большинство приезжих режиссеров все чаще приезжают в театр со своей постановочной командой, этот факт не освобождает Максима Шлыкова от работы. Современные режиссеры любят высокотехнологичные спектакли со встроенными и светодиодными подсветками, как в «Майской ночи», «Маугли» и «Мы - на острове Сальткрока». Все это приходится делать осветительному цеху. Поэтому свободного времени у Шлыкова практически не бывает, а когда появляется – он старается провести его с семьей. Супруга Максима работает в театре кукол, сын Данила перешел в пятый класс.

– Я люблю гулять по городу, но у меня не хватает на это времени, – говорит художник. 

– Стараюсь ходить с сыном в кино или театр. Я считаю, что смотреть нужно все спектакли: и хорошие, и плохие, иначе от чего тогда расти и как развиваться? Предстоящая осень у нас очень насыщенная. В юбилей ТЮЗа, в сентябре, у нас запланированы три премьеры. Это «Сын» Алексея Логачева, «Гроза» Мурата Абулкатинова и «Денискины рассказы» Артема Кузина, над оформлением которых мы только начали работать.

Главный волшебник Саратовского ТЮЗа: художник по свету Максим Шлыков рассказал о своей профессии

Загруженный график не мешает Максиму Шлыкову создавать и реализовывать собственные творческие проекты. Один из таких – «За занавесом» с экскурсиями за кулисы и в цеха театра для первокурсников театрального института.

– Театр – это не то место, куда можно прийти с улицы и включить в розетку лампочку, – это свой мир, которым нужно жить, – объясняет Максим. – И проект «За занавесом» позволяет увидеть театр изнутри, посетить гримерки и цеха. Он родился давно, но реализовать его в ТЮЗе получилось только в прошлом году, надеюсь, что мы продолжим его и в будущем.

Ведь только те, кто по-настоящему живут и болеют этой магией, смогут принести пользу искусству.

Автор Валерия Новикова

Фото из личного архива Максима Шлыкова.

11 июля 2023, 14:20 3235 Поделиться: 0
Главный волшебник Саратовского ТЮЗа: художник по свету Максим Шлыков рассказал о своей профессии
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх