Масштабный проект реализуется с 2015 года и включает как выступления ведущих российских театров в странах ближнего зарубежья, так и гастроли русских театров из постсоветских стран в России. За это время саратовцы посмотрели постановки Тбилисского русского драматического театра и Ташкентского молодежного театра.
Организаторы подчеркивают, что задача «Больших гастролей» – связать русские театры, работающие за пределами России, в единое культурное пространство с русским языком и культурой. Масштабности проекту придает тот факт, что спектакли артисты играют в исходном виде в полном актерском составе и с родными декорациями.
Артисты из Еревана привезли в Саратов классическую комедию Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» и трагикомедию Дона Нигро «Люди. Звери. Обстоятельства», где показана схожесть животных инстинктов с человеческими характерами в некоторых обстоятельствах. Островского актеры сыграли на Большой сцене Саратовского театра драмы, а пьесу американского драматурга – на исторической сцене старого ТЮЗа.
Директор Ереванского русского драматического театра Марианна Мхитарян рассказала, что в этом году театр отметит свое 85-летие. Основная цель его команды – воспитать своего зрителя. При этом большинство постановок на ереванской сцене ставят разные режиссеры.
– Это дает возможность и актерам, и режиссерам открывать, что-то новое, – пояснила она. – Многие зрители приходят к нам, начиная с детских спектаклей. Соединение традиций русской театральной школы с традициями Армении создает ту уникальную атмосферу и антураж, которой живет наш театр.
Большая часть творческой биографии худрука ереванцев Карена Нерсисяна связана с Москвой и столичными театрами, а также с киностудией «Аmеdia». Спектакли режиссера идут во многих российских театрах, включая нижегородскую Драму. Там Нерсисян поставил шекспировскую «Двенадцатую ночь», где одну из ролей играет дочь директора Саратовского ТЮЗа Игоря Баголея Маргарита.
– Мы были на фестивале русских зарубежных театров в Набережных Челнах и обсуждали разные варианты. Нам сказали, что тут недалеко Саратов, и мы согласились поехать к вам. Недалеко – это оказалось 14 часов на автобусе. Но мы ничуть не пожалели. Саратов – красивый, светлый, позитивный и очень театральный город, который подарил миру Олега Янковского, Олега Табакова, Галину Тюнину и многих других выдающихся актеров. В моем окружении всегда были выпускники Саратовской консерватории. Это своеобразный знак качества, – подчеркнул Нерсисян.
В Саратове Карен Нерсисян посетовал на загруженный график, из-за которого артистам сложно посмотреть город, однако более свободные актеры, по его словам, смогли прогуляться по вечерним саратовским улочкам. Кроме того, для всей труппы организовали обзорную автобусную экскурсию по городу.
Театр в родном Ереване Нерсисян возглавляет с 2018 года. Отвечая на вопросы саратовских журналистов, он сообщил, что такое понятие, как актерское амплуа, в его понимании устарело, и в своих постановках он работает по обратному принципу. Согласно формуле режиссера, чем больше та или иная актриса подходит по типажу и темпераменту для той или иной роли, тем меньше у нее шансов ее получить. Постановки, которые ереванцы привезли в Саратов, по словам их худрука, абсолютно разные, и артисты, играющие и там, и там, выглядят совершенно иначе.
Карен Нерсисян также рассказал, что его театр живет насыщенной гастрольной жизнью. Премьера «Женитьбы Бальзаминова» в Ереване состоялась в апреле этого года. За два месяца постановку успели показать в Москве, Набережных Челнах и в Саратове.
Артисты также отметили, что в каждом городе своя публика, которая по-разному принимает одну и ту же постановку. «Ваш зритель очень тонкий и среагировал на такие моменты, на которые мы не ждали реакции», – поделилась актриса Лалита Букия.
– Нам здесь хорошо, спасибо за прием! – поблагодарил саратовцев Карен Нерсисян в завершение встречи.