27.04.24
07:47
°C,
USD 92.13
EUR 98.71

Меню

27.04.24
07:47
°C,
USD 92.13
EUR 98.71
12+

Небанальная Каренина. «Панорама Саратова» поговорила с актрисой Саратовского театра драмы Зоей Юдиной о громкой премьере и не только

Зоя Юдина – это человек, который четко определяет цели и не готов довольствоваться вторым планом. Несколько лет назад она сделала серьезный шаг, сменив многообещающую Москву на провинциальный Саратов. Сегодня Зоя Юдина – ведущая актриса Саратовского театра драмы. Ее Нина Заречная в «Чайке», Вера Павловна в «Что делать?», цыганка Маша в «Живом трупе» или Кейт в «Танцах на празднике урожая» – это всегда острохарактерные и сложные персонажи. Одна из свежих ролей Зои – вызывающая Анна Каренина в нашумевшей постановке Ивана Комарова. ...

Небанальная Каренина. «Панорама Саратова» поговорила с актрисой Саратовского театра драмы Зоей Юдиной о громкой премьере и не только

Из Москвы в Саратов

Актерская профессия для Зои Юдиной – это мечта, к которой она шла с детства. Да и все обстоятельства к этому располагали. Зоя окончила табаковскую школу № 18 и занималась в знаменитой «Молодой гвардии» при Дворце пионеров, где когда-то постигал театральные азы Олег Павлович Табаков. Еще будучи студенткой мастерской Риммы Беляковой, она играла в репертуарных спектаклях Саратовского театра драмы, а по окончании театрального института получила приглашение в труппу.

Зрители видели Юдину в четырех постановках режиссера Марины Глуховской, в «Бешеных деньгах» Александра Кузина, «Чайке» Сергея Стеблюка и других постановках. На волне творческого успеха актриса с мужем, актером театра и кино Александром Кузьминым, уехала в Москву. Этот период в жизни Зои Юдиной отметился рождением сына и съемками в сериалах. Саратовскую актрису можно увидеть в криминальном детективе «Перевозчик» Сергея Полянского и в пронзительной постановке «Мадонна с цветком» в столичной «Табакерке». По иронии судьбы действие этой постановки по пьесе Марии Глушко происходило в военные годы в Саратове.

– Я не могу сказать, что актеры «Табакерки» лучше наших артистов, – делится впечатлениями Зоя. – Там совсем другая школа. Они бросаются в то, что им говорит режиссер. И иногда их немного заносит, но в целом это здорово. Наша же саратовская школа учит разрабатывать образы осторожно. Не думаю, что нам на все 100% нужно перенимать наработки «Табакерки», но в определенных дозах это полезно. В Москве я много ходила по театрам, и большая часть того, что я видела, не очень качественна. Актеров выпускается очень много, и по понятным причинам все хотят работать в столице, однако не все справляются.

Сильнейшее впечатление на Зою произвел «Евгений Онегин» в Театре Вахтангова и его создатель Римас Туминас, однако в какой-то момент актриса поняла, что ее собственная карьера сводится к походам на бесконечные кастинги. Выгорать профессионально она не собиралась и приняла нелегкое решение вернуться в Саратов. В родном театре актрису приняли тепло, и в том же сезоне она сыграла Эву Шилкину в «Па-де-де» и Забаву в «Летучем корабле». Затем были Актриса в «Карусели по господину Фрейду», Принцесса в «Тени», Саша в «Моей Марусечке», Анна Павловна в «ДоХХХоде» и многие другие. В текущем репертуаре у актрисы более 20 работ. С этого сезона Зоя Юдина преподает актерское мастерство на курсе Юрия Кудинова в театральном институте, но, как говорит сама, пока только учится учить.

Анна без спойлеров

Совпадение или нет, но образ Анны Карениной в нашумевшей премьере Ивана Комарова для Зои Юдиной не новый. В 2018 году Марина Глуховская поставила в Саратовской драме пьесу Нила Круза «Анна в тропиках», которая, по сути, является латиноамериканской фантазией на ту же тему. Сама актриса считает, что стилистика у спектаклей разная, а кастинг в «Анну Каранину» она прошла благодаря предыдущей работе с Иваном Комаровым.

– В июле прошлого года на лаборатории «Видимоневидимо» Ваня ставил эскиз по Фредрику Бакману «Тревожные люди», – рассказывает она. – Я там играла сразу двух персонажей, один из них – риэлтор на грани клоунады. За неделю мне предстояло впрыгнуть в острую форму этой героини и сделать ее органичной. Это было сложно, но здорово. После лаборатории с Ваней мы все знали, что его Каренина будет небанальной.

Небанальная Каренина. «Панорама Саратова» поговорила с актрисой Саратовского театра драмы Зоей Юдиной о громкой премьере и не только

«Анна Каренина, или Подлинная история, рассказанная Фру-Фру» Ивана Комарова стала самой обсуждаемой театральной постановкой в Саратове за последние несколько лет. Нешуточные страсти разгорелись как среди зрителей, так и в творческой среде. Режиссера обвинили в извращении классики и откровенной пошлости. В театре к критике прислушались и некоторые моменты из спектакля убрали. Так, исчез эпизод с кишечными проблемами Стивы, а сцена родов Анны стала менее кровавой.

Вложившая нервы и кровь в свою Анну, Зоя Юдина признается, что хотя и болезненно реагирует на критику в свой адрес, аргументированную позицию в целом считает нормальной.

– Мне никогда не было интересно играть физиологию, и я всегда старалась от этого уйти. И когда мне принесли клеенку, измазанную красной краской, стоявший напротив Дима Кривоносов воскликнул: «Это просто кошмар!» Но Ваня этого и добивался. Его целью было показать духовную кровавость этой истории для всех героев. Из-за технических сложностей нам дали очень мало репетиционного времени на Большой сцене, отработать какие-то детали мы не успели, и Ваня согласился, что с какими-то моментами переборщил, – объясняет она.

Гибкость классики, по мнению актрисы, позволяет ее свободную интерпретацию, а режиссер имеет полное право на авторское прочтение.

– Люди и в XIX веке, и в наше время по большому счету не меняются, – говорит она. – Мы все так же хотим любви, покоя и счастья. Играй классику хоть в джинсах, хоть в юбке – она все равно «выстрелит». Я читала, что первая саратовская постановка Александра Дзекуна – «Макбет» с тремя мужчинами в роли ведьм – когда-то тоже наделала шума. И если наша «Анна Каренина» вызвала такие разные эмоции у людей, значит, это не какая-то плоская однодневка-жвачка – сходили и забыли. Это значит, что она цепляет и трогает, а театр для этого и создан, и мы достигли своей цели.

В последних монологах Анны режиссер и вовсе предоставил актрисе полную свободу. И тут ей пригодился опыт «Табакерки».

– Я сказала себе: «Ну, давай-ка впрыгнем в этот омут и посмотрим». И прыгнула и думаю, что выплыла. Мы не хотели, чтобы Анна была какой-то общей женщиной, которая просто бросилась под поезд – этот спойлер знают все, – как и не хотели ее безумия в конце. Чтобы тот страшный поступок, который она совершила, выглядел как ее выбор, а не следствие болезни. Но оправдать внутренне Каренину для меня было самой трудной задачей. Над такой ролью можно работать бесконечно. И какие-то вещи благодаря этой работе я открыла в себе заново и даже поразилась, что это есть во мне и что я так могу, – признается Зоя.

Нестандартный подход Комарова к Толстому повлиял и на образ Алексея Каренина. Вместо пожилого артиста перед зрителями предстал Александр Фильянов, которому нет и сорока лет.

– Иван не хотел делать Каренина каким-то стереотипным ворчащим стариком, чтобы не оправдывать Анну в том, что она ушла от старого и занудного мужа к молодому. Для режиссера важнее было показать, что ее выбор был тяжелым, но любовь и страсть победили, – объясняет актриса.

Банальные мечты

Зоя Юдина уверяет, что любит каждую из своих ролей, но больше всего ей дороги те работы, с которыми связан какой-то важный период жизни. Вместе с Бейб из «Сердечных тайн» она совершила переход из юношества в зрелую молодость, с Машей из «Живого трупа» приобрела уверенность в своих вокальных данных, а с Лидией Юрьевной в «Бешеных деньгах» узнала, что скоро станет мамой. Сын Зои Юдиной и Александра Кузьмина Савва даже унаследовал имя одного из героев пьесы.

Сейчас Савве 10 лет, и он главный критик творчества родителей и детально разбирает каждую работу.

– Он очень серьезный человек, от которого можно услышать много правильных вещей, и я прислушиваюсь, – улыбается Зоя. – Сейчас Савва мечтает стать программистом и, надеюсь, приложит к этому все усилия. Но я все больше вижу его актерские способности, все-таки артист потомственный, но какой бы выбор он ни сделал, мы поддержим. Недавно мы ходили с ним на наш дипломник «Шукшин Ва.М», и он сказал, что это очень даже неплохо. Только жаль беспалого парня, которого еще и побили просто так. Понравился ему и наш спектакль «Танцы на празднике урожая». Он очень долго его разбирал, причем в таком ключе: а что было бы если бы. На что я ему сказала: «Савва, у тебя достаточно правильный взгляд, потому что это такая чеховская тоска по несбывшейся жизни».

Сейчас актриса счастлива во втором браке. И хотя супруг Зои не связан с театром, это не мешает паре иметь общие интересы.

– Моему мужу хватает такта и мудрости понять, насколько для меня важна сцена. Репетиции, спектакли и студенты занимают 70% моего времени, оставшиеся 30% я посвящаю семье. Мы с супругом предпочитаем активный отдых на природе с палатками. Это очень прочищает мозги. Я уже побывала на двух сплавах – на Урале и в Карелии. Любим мы и рыбалку. Очень было весело, когда как-то мы всю ночь ждали клева, и тут муж кричит: «Неси сачок!». Я хочу подловить им рыбу, но она выскальзывает. Взгляд моего мужа нужно было видеть.

К сожалению, при таком графике у меня не остается времени на друзей. С подругой Ириной Протасовой из ТЮЗа мы встречаемся только раз в году, когда приезжает из Москвы наша третья однокурсница Екатерина Костеневская, – вздыхает артистка.

Небанальная Каренина. «Панорама Саратова» поговорила с актрисой Саратовского театра драмы Зоей Юдиной о громкой премьере и не только

Творческая аура вокруг Зои Юдиной настолько сильная, что даже настигла ее кота Василия. На протяжении пяти лет роскошный полосато-пушистый красавец играл в спектакле «Частная жизнь». Нынешняя любимица семьи – бенгальская кошечка Лили к театру равнодушна, зато периодически одаривает Зою котятами. Кошачьи пополнения не мешают актрисе мечтать о мопсе и о других, по ее словам, банальных вещах.

– Я хотела бы сыграть Мамашу Кураж Бертольда Брехта. Это настолько мощная женская философия, а из более реального – в пьесе «Добрый человек из Сезуана». Там тоже есть острая форма, девушка Шен Те переодевается в мужчину Шуи Та. Что касается бытовых мечтаний, то это большой дом и крепкая семья – слава Богу, это есть – и чтобы дети росли, а родители были живы, – улыбается она.

Автор Валерия Новикова.

Фото автора, Саратовского театра драмы и из личного архива Зои Юдиной

03 мая 2023, 16:20 3290 Поделиться: 0
Небанальная Каренина. «Панорама Саратова» поговорила с актрисой Саратовского театра драмы Зоей Юдиной о громкой премьере и не только
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх