Пираты Карибского моря
За более чем вековую историю роман Роберта Стивенсона пережил десятки экранизаций и театральных постановок. Режиссер и актер театра «Версия» Александр Овчинников для своей версии спектакля выбрал инсценировку драматурга Михаила Рощина, где «Остров сокровищ» подается как добрая и легкая пьеса-игра. В незагруженном лишними деталями тексте никто из героев не погибает, а в путешествие к необитаемому острову на шхуне «Эспаньола» отправляются дополнительные персонажи, включая пирата по кличке Черный Пес и маму Джима, трактирщицу миссис Хокинс.
Погружение в мир «Острова сокровищ» для зрителей Саратовского муниципального театра драмы для детей и молодежи «Версия» началось со стилизованных под сверток с картой театральных программок. Вплоть до начала Второй мировой войны считалось, что описанные Стивенсоном события лишь плод его фантазии. И только потом мир узнал об острове Пинос в Карибском море. Этот райский уголок суши вблизи Кубы на протяжении трех столетий служил пристанищем пиратам.
Главного героя Стивенсона – смелого Джима Хокинса в «Версии» играет Валентина Домникова. Для выпускницы мастерской Александра Галко прошлый и нынешний сезон выдался богатым на главные роли. В феврале молодая актриса предстала в образе Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе». Эта классическая и вместе с тем стильная постановка стала одной из самых кассовых в «Версии». Еще раньше Валентина блеснула в эксцентричной постановке «Здравствуй, Вася» Андрея Ханжова и других.
В новой роли Валентина Домникова по-мальчишески прищуривает один глаз, лихо отплясывает шотландскую польку и имеет характерные для подростков манеры. В образе колоритной и героической миссис Хокинс предстала несравненная Татьяна Чупикова. Ее трактирщица умело палит из пистолетов, заигрывает с доктором Ливси, а ее пышная юбка по ходу пьесы легко превращается в штаны. Костюмы героев в этом спектакле – еще один повод побывать в театре. В роскошных камзолах и треуголках здесь расхаживают и аристократы и флибустьеры. Над созданием богатого имиджа героев поработала главный художник Саратовского ТЮЗа Ольга Колесникова.
Карта, деньги и шпаги
Не лишенного обаяния главного антагониста Джима – одноногого Джона Сильвера играет Игорь Абрамович, а его любимого попугая Флинта постановщики заменили голограммой. В пиратской банде есть женщина – это актриса Анастасия Шаталина в роли подстрекателя и заговорщика Джорджа Мерри. Стойко потребляет ром вплоть до своего финала обладатель карты Флинта пьяница Билли Бонс, его играет Антон Титов.
В образе утонченного, но излишне разговорчивого английского лорда Джона Трелони предстал перед зрителями Владимир Кабанов, а в роли отважного капитана Смоллета – Андрей Ханжов.
Настоящим открытием спектакля стал Андрей Коренев, играющий пирата О’Брайена. Описанный Стивенсоном как плешивый ирландец, герой Коренева получился комичным и туповатым разбойником-простаком. К слову, выпускник мастерской Юрия Ошеровазаявил о себе еще в дипломниках. Актер работал в Саратовском ТЮЗе, а с нового сезона принят в труппу «Версии». Еще одной комедийной звездой в этой премьере стал Бен Ганн, которого блестяще сыграл Александр Котелков. Одичавший пират-сыроман особенно впечатлил юных зрителей. Мастером актерских перевоплощений в спектакле стал и Юрий Лапшин, сыграв сразу двух абсолютно противоположных персонажей – хитрого и коварного Слепого Пью и добряка-слугу сквайра Тома Редрута.
Забавно, что сложившийся в предыдущих постановках комический дуэт Александра Овчинникова и Александра Демидова на этот раз оказался по разную сторону баррикад. Овчинников предстал в образе очень благородного, но немного нерешительного доктора Ливси, а Демидов – коварного и скользкого Черного Пса.
Все эти персонажи демонстрировали стопроцентное попадание в образы. Эффект реальности усиливали оригинальные декорации с английской таверной, качающейся на волнах корабельной палубой и карибскими джунглями. На протяжении спектакля звучала музыка саратовского композитора Равиля Шафеева. Кстати, все песни для спектакля артисты записали лично.
И на десерт главная изюминка постановки – зрелищные бои на шпагах.
О пиратской теме с реями, кораблями, канатами и абордажем хореограф и постановщик эпических сцен актер Алексей Кривега мечтал еще с роли Министра в ТЮЗовской «Черной курице». Желание сбылось, но реализация его была непростой. Работа над «Островом сокровищ» выдалась долгой и кропотливой. По словам коллег, чтобы поставить качественную пластику, Алексей буквально жил в «Версии». Полностью выкладывались на репетициях и все остальные участники большой и дружной творческой команды. В итоге в Саратове появился еще один яркий и динамичный спектакль, который смотрится на одном дыхании.
Юлия Дашкевич.
Фото автора.