28.03.24
15:57
°C,
USD 92.59
EUR 100.27

Меню

28.03.24
15:57
°C,
USD 92.59
EUR 100.27
12+

В Саратовском театре драмы продолжается лаборатория «Видимоневидимо»

Пятая по счету творческая лаборатория продлится до 9 июля. На этот раз, на суд зрителей на Малой сцене вынесли сразу пять театральных эскизов по пьесам молодых российских авторов.

Плотник от слова «плоть»

Поток сознания, торжество феминизма и глубокий катарсис – таким увидели театральные критики текст молодого драматурга из Питера Лидии Головановой. По словам руководителя проекта, завлита Саратовского театра драмы Ольги Харитоновой, выбор на «Плотника» пал не случайно. Эта пьеса взорвала Фестиваль молодой драматургии Любимовка в прошлом году, а саму Голованову назвали едва ли не главным его открытием. Оригинальность текста ученицы Натальи Скороход заключается не только в необычном содержании, но и в форме подачи зрителю.

Это своеобразный монолог 30-летней героини обо всех этапах восстановлении дедушкиного шалаша. В произведении нет действия, а жанр больше напоминает подробную инструкцию. Героиня неистово пилит бруски, обрабатывает их машинным маслом, закупается новым стройматериалом и периодически окунается то ли в деревенский, то ли в дачный пруд. И все это подается набором тщательно подобранных коротких фраз, за которыми некоторые ухитрились увидеть медитацию или даже молитву с глубокими религиозными подтекстами. Об ограниченном содержании текста в «Плотнике» говорят даже название главок: «Очищение», «Каркас», «Пол», «Дверь», «Окна», «Стены», «Крыша». В финале автор приходят к мысли, что слова «плотник и плоть» имеют общий корень. Полноценную постановку этой пьесы представили в новосибирском «Первом театре», где ее поставили как перфоманс, а главную героиню воплотили сразу три актрисы.

В Саратовском театре драмы продолжается лаборатория «Видимоневидимо»

- Нам важно понять, интересен ли этот текст публике, и имеет ли право на включение в репертуар, - пояснила замысел Ольга Харитонова.

«Плотника» на саратовской лаборатории прочла и параллельно прожила историю героини актриса Александра Коваленко. На это ушло около 40 минут, а после эскиз бурно обсудили зрители. Текст Головановой сравнили с путевыми записками и способом уйти от реальности и тревожных мыслей. Но увидеть такую пьесу в театральном репертуаре готовы не все.

Простые открытия

Второй лабораторный эскиз представил уже известный саратовцам по спектаклю «Мы живем в чудесное время, Оля» режиссер Алексей Размахов. За основу он взял книгу «Очень простое открытие» журналиста Владимира Гуриева. Небольшие местами остроумные, а местами злободневные и абсурдисткие тексты на разные темы на сцене воплотил Максим Локтионов, с женой Екатериной и актером Денисом Кузнецовым. Максиму досталась роль рассказчика, а Екатерина с Денисом дополняли его истории.

Сам Алексей Размахов объяснил смысл этого трио тем, что у каждого человека есть ангелы-хранители с мужским и женским началом. Изюминка эскиза – медиапроекция и коллажирование, позволили зрителям визуально погрузиться в жизнь главного героя.

Зрители приняли эту ироничную работу бурными аплодисментами и высказались за ее включение в репертуар после доработки.

В Саратовском театре драмы продолжается лаборатория «Видимоневидимо»

О кризисе в пандемию

Третий эскиз зрителям представила наша землячка, актриса и режиссер Мария Шиманская. Выпускница мастерской Григория Банникова с Риммой Беляковой и Олега Табакова в ГИТИСе уже много лет живет в Испании, где преподает в собственной театральной школе. Зрителям она знакома по роли капитана буксира Любы в картине «Берегите женщин». Кстати, бывший муж Марии, а ныне ее коллега Альгис Арлаускас это тот самый Костя из знаменитой комедии «Спортлото-82».

За основу Шиманская взяла пьесу ученицы Михаила Дурненкова и Михаила Угарова Тони Яблочкиной «Переспать с Леной и умереть», которая вошла в шорт-лист фестиваля «Любимовка-2021» и лонг-лист премии «Ремарка». Это история о кризисе современной семьи, где каждый боится сделать первый шаг. Свой текст Яблочкина написала в пандемию, и ее персонажи тоже пребывают в изоляции. Главные роли в эскизе сыграли Александр Каспаров, Татьяна Родионова, Дарья Левина, Илья Ульянчев и Марина Абраменко. Один из плюсов лаборатории – увидеть знакомых артистов в нетипичных для них образах и в этом смысле эскиз Шиманской получился удачным. При этом финал пьесы остался открытым. Кризисное состояние, внутренняя пустота, безысходность и страх перед будущим, которые испытывают герои близки зрителям и оставили тягостное послевкусие для размышлений. Поэтому этой пьесе зрители также дали шанс на доработку с включением в театральный репертуар.

В Саратовском театре драмы продолжается лаборатория «Видимоневидимо»

Будущего нет

Настоящей сенсацией лаборатории стал четвертый эскиз по повести Дмитрия Данилова «Привет, Саша!» в постановке актрисы столичного «Современника» Полины Рашкиной. Автор нашумевших пьес «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» Дмитрий Данилов на этот раз взял еще более высокую планку и выдал очень динамичный и кинематографичный текст с абсурдным и одновременно реалистичным сюжетом. Герои повести живут в наши дни, но в какой-то более «усовершенствованной» реальности, где в рамках реализации проекта гуманизации правоохранительной системы за ряд преступлений приговаривают к смертной казни.

Главного героя, преподавателя литературы одного из столичных вузов такое наказание получает за связь с 20-летней со студенткой. Сергей Фролов ожидает своей участи в камере комбината смертной казни, сравнимой по комфорту с номером в трехзвездочном отеле. Он заказывает еду и алкоголь через специальное комбинатское приложение, звонит бывшей жене и маме и ведет аккаунты в соцсетях с тысячами подписчиков. Сергея навещают штатный психолог, православный священник, раввин, мулла и даже лама и все в один голос признают, что их деятельность с человеком без будущего бессмысленна. О том, что будущего нет, Сергею напоминает и Саша. Так на комбинате называют автоматический пулемет. Он работает рандомному принципу и когда произойдет очередной выстрел никому не известно. Спустя год Сергею кажется, что Саша вообще никогда не стреляет, а вся эта история – миф, но так это или нет – зрители узнают только в финале.

Обсуждая четвертый эскиз, зрители отметили великолепную актерскую работу. Непростая задача - воспроизвести технически сложный текст без декораций с минимумом реквизита досталась трио – Фильянов, Остравной и Ледяева. Александр Фильянов сыграл главного героя, а Александр Остравной с Екатериной Ледяевой - всех остальных персонажей. Александр Фильянов сумел передать всю палитру эмоций своего персонажа от ужаса до безумия. Его коллега по цеху Александр Островной за полтора часа мастерски сменил с десяток театральных масок. Еще раз блеснула актерским дарованием Екатерина Ледяева. Ее секретарша, тюремный психолог, влюбленная студентка и давно «похоронившие» Сергея его мать и жена также оставили яркое впечатление.

В Саратовском театре драмы продолжается лаборатория «Видимоневидимо» В Саратовском театре драмы продолжается лаборатория «Видимоневидимо»

Реакция зрителей получилась ожидаемой. По мнению зала, этот театральный эскиз заслуживает место в репертуаре. И все же интересно было бы увидеть эту постановку в этих же лицах со сменой сцен, декораций и сценических костюмов.

Завершит лабораторию театральный эскиз «Тревожные люди» по пьесе шведского блогера и писателя Фредрика Бакмана 9 июля.

 

Фото автора и Саратовского театра драмы

08 июля 2022, 22:28 2512 Поделиться: 0
В Саратовском театре драмы продолжается лаборатория «Видимоневидимо»
AdministratsiyaSaratov
sar_area
bkd
opsar
gosuslugi
2gis
наверх