14.04.21
18:17
+9°C, ясно
USD 77.25
EUR 91.92

Меню

14.04.21
18:17
+9°C, ясно
USD 77.25
EUR 91.92
12+

Где ты, новая Жанна? В Саратовском ТЮЗе показали, почему бороться за свободу актуально всегда

Мюзикл «Жаворонок или Жанна д’Арк» стал первым масштабным спектаклем, который в театре поставили после выхода с карантина в привычном формате. Режиссер постановки, выпускник мастерской Кирилла Серебренникова в школе-студии МХАТ и номинант «Золотой маски» 37-летний Александр Созонов личность неординарная. Саратовцам он знаком по сказке «Тень» и иммерсивному  триллеру «Женщина из прошлого» в театре драмы

Где ты, новая Жанна? В Саратовском ТЮЗе показали, почему бороться за свободу актуально всегда

Александр уникален тем, что сел в режиссерское кресло, имея диплом технического университета. До этого он успел поучиться экономике в магистратуре в Чехии, создать молодежный театр в родном Ижевске и первый русскоязычный театр в Праге, а также поработать на ТВ. Сегодня за плечами Александра Созонова несколько режиссерских работ в кино и несколько десятков успешных театральных проектов, включая столичный Гоголь-центр и Театр Ермоловой». Стиль Созонова – это микс из текстовых интерпретаций и изобретательных технических и визуальных эффектов.

Легенды и тайны Жанна д’Арк

Существует множество трактовок образа национальной героини Франции. Так, Шекспир в ранний период творчества представил ее высокомерной девушкой легкого поведения, а Вальтер и вовсе описал подвиг Орлеанской девы в сатирически пародийных тонах. Личность Жанны д’Арк и по сей день окутана тайнами и легендами, а в ее истории не мало темных пятен. И чего только не приписывали Жанне вплоть до родства с дофином Карлом, то по линии его отца Карла Безумного, то по линии матери - Изабеллы Баварской.

Согласно официальным данным национальная героиня французов родилась в период разорительной для ее страны столетней войны с англичанами, которой в немалой степени способствовали внутренние междоусобицы между герцогами.

По одной из версий семейство Жанны происходило из зажиточных крестьян, а по другой из обедневших дворян Лотарингии. В пользу второго говорит умение Жанны ездить верхом и играть в игры аристократической знати, а в пользу первого – ее неграмотность.

С юности девушка слышала некие голоса, которые призывали ее спасти Францию и помочь наследнику короля - дофину Карлу взойти на престол.

Позже она сумела убедить в своей святой миссии военных и самого Карла, которого узнала в толпе придворных, никогда не видев его раньше. То ли удача улыбалась Жанне то ли сам Бог оберегал ее, но деревенской девушке удалось сделать то, что не получалось у великих военоначальников. Юная Жанна подняла боевой дух солдат и это переломило ход столетней войны. После освобождения Руана и коронации Карла в Реймсе Жанне даровали дворянский титул, которым она так и не успела воспользоваться.

«Посланница Бога» стала разменной пешкой в придворных интригах правящей верхушки Франции, которая получала свою долю с военных действий с Англией. В итоге наступление на Париж отложили, Жанну предали и продали в плен англичанам. Но трагедия Орлеанской Девы не в том, что ее признали еретичкой и по ложному обвинению заживо сожгли на костре, а в том, что те, кому она доверяла, не сделали ничего, чтобы ей помочь.

- Самое интересное, в истории Жанны, что она актуальна и в наши дни, - пояснил Александр Созонов. - В мире столько несправедливости, что женщины вынуждены решать эти вопросы за мужчин. Почему мы терпим несправедливость по отношению к себе и своим близким? И как сделать, так, чтобы это не превратилось в гражданскую войну? Мне кажется, что мы даем ответ на этот вопрос…

Своя среди чужих и чужая среди своих

Из множества текстов о Жанне д’Арк Александр Созонов остановился на одной из самых светлых пьес классика французской литературы Жана Ануя, где Жанна предстает не в момент свершения подвигов, а перед предвзятым и несправедливым судом. В спектакле Созонова предшествующие судилищу события присутствуют, как флешбеки из воспоминаний героини во время допроса.

Историю спасительницы Франции неслучайно передали в форме мюзикла. Такая подача, по мнению режиссера, позволяет максимально раскрыться поющим  артистам ТЮЗа. Поэтому музыкальные темы, которых тут очень много  написаны персонально под каждого персонажа и исполняются в живую.

- Я люблю театр и я фанат саратовской театральной школы, у которой много общего со Школой-студией МХАТ. И то, что удалось сделать на этой площадке – запредельно. Как человек, который жил в Европе, я могу об этом судить, - отметил режиссер.

В постановке действительно много яркого и интересного, а по обилию оригинальных сценических решений и зрелищности она сопоставима с европейскими мюзиклами, когда то, что происходит на сцене еще не фильм, но уже и не спектакль. В самые эмоциональные моменты крупные планы Жанны и других героев снимают на камеру и транслируют на большом экране. Такие приемы все чаще используют в театре, и это действительно усиливает и углубляет восприятие происходящего, позволяя разглядеть движение каждого мускула на лице актера.

Особенный контраст это создает в сцене битвы за Орлеан. Пока Жанна отчаянно сражается за независимость французов и проливается кровь, дофин в кругу своего семейства угощает английского военоначальника, и по сути оккупанта Графа Варвика, мясом по-французски и отменным бургундским вином.

Нельзя не отметить, что создатели спектакля провели идеальный кастинг. И поэтому в этом мюзикле каждый актер на своем месте, даже в эпизодах. Пугает своей беспредельной властью и жестокостью Инквизитор в исполнении Алексея Роточкова, и уже бонусом идут блестящие вокальные данные этого актера. Располагает добряк-вояка Бодрикур Алексея Карабанова.

Не вызывает никаких сомнений нерешительность и двуличность Карла, его играет молодой актер, выпускник мастерской Риммы БеляковойПавел Лазарев. Это вторая большая премьера Павла в ТЮЗе в этом сезоне после антрепризы «Цветы для Ниночки». А как убедителен Антон Щедрин в роли папаши-самодура или Алексей Кривега в образе главного тюремщика Жанны – аристократичного и брутального графа Варвика!

Удачная режиссерская находка – дополнить графа собакой. И через отношение сэра Ричарда Бошана к своему холенному питомцу показать, что английский аристократ хоть и не потерял человеческое лицо, но не опустится до спасений простолюдинки.

Отлично справился со своей задачей и четвероногий актер Макс, для которого это яркий дебют на большой сцене, правда изображать преданность псу не пришлось, так как актер Алексей Кривега является его хозяином и в реальности.   

Главная героиня мюзикла – Жаворонок-Жанна стала единственным персонажем, которого играют две актрисы – дерзкая и смелая Ирина Протасова в одном составе и недавняя выпускница театрального института, рыжеволосая красавица Эльвира Иртуганова во втором.

Так как героини получились разные, режиссер рекомендует посмотреть спектакль и в той и в другой версии.

Вопросы и ответы

Мюзикл богат роскошными и местами эпатажными костюмами и образами. Например, нарочито сказочная корона на голове Карла как будто подчеркивает нереальность его коронации без вмешательства простолюдинки Жанны. Над художественной частью спектакля от души поработала главный художник Саратовского ТЮЗа Ольга Колесникова. Фоном к происходящему на сцене транслируется карта Европы на большом экране. Изменения, которые происходили на ней за последние пять столетий, свидетельствуют, что ничего не меняется и более сильные государства по-прежнему поглощают территории своих более слабых соседей.

Так кем  же была отважная освободительница Франции – пророком своего Отечества, блаженной или просто самозванкой? Были ли ее победы удачным стечением обстоятельств или действительно юной девушке помогал  Бог?  И почему лидер, способный поднять свой народ на защиту свободы, должен быть либо сумасшедшим, либо пророком, готовым взойти на костер за веру в свои идеалы?

Неожиданная концовка и финальная фраза мюзикла «Кто, ты новая Жанна?» в хоровом исполнении практически всей труппы театра звучит вопросом и призывом к залу одновременно. Ответ на этот вопрос, действительно есть, но у каждого свой.

Конечно, подобные масштабные постановки обходятся театрам не дешево и бюджет постановки, по словам директора театра Игоря Баголея приходилось несколько раз корректировать в сторону увеличения, но это стоило того. Над мюзиклом поработала сильная творческая команда единомышленников. Помимо упомянутых выше - это питерский композитор-альтернативщик Евгений Кубынин, саратовский хореограф Никита Беляков, видеохудожник театра «Школа современной пьесы» Дмитрий Мартынов, художник по свету столичного театра Вахтангова и постановщик масштабных концертов рок-группы «Король и Шут» Руслан Майоров.

- Мы посвящаем этот спектакль детям будущего. Посмотрите финал и вы поймете, что каждый ребенок может стать героем своей страны и это и есть наше будущее! – подчеркнул Игорь Баголей.

Кстати, эскиз аналогичной «Жанны д’Арк» Александр Созонов и Евгений Кубынин представили на творческой лаборатории «Театр наций – театрам атомных городов» в Северском музыкальном театре в Томской области в январе этого года. По итогам просмотра зрители проголосовали за включение постановки в репертуар. Так что, похоже, что в ближайшее время у саратовской версии «Жанна д’Арк» может появиться мюзикл-близнец.

Фото Саратовского театра юного зрителя

 

 

 

06 марта 2021, 15:52 516 Поделиться: 0
наверх