27.02.21
13:51
+2°C, облачно с прояснениями
USD 74.44
EUR 90.37

Меню

27.02.21
13:51
+2°C, облачно с прояснениями
USD 74.44
EUR 90.37
12+

Отцы и дети в чужом пространстве : в Саратовском ТЮЗе представили главную премьеру этого сезона

Спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Тургенева в нашем городе поставил основатель Санкт-Петербургского театра Михаила Чехова и один из соучредителей Союза Правых театров России, режиссер Владимир Золотарь в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». Для экс-главного режиссера Алтайского театра драмы, Пермского, Омского и Нижегородского ТЮЗа это первая работа в Саратове. Подготовка к главной премьере сезона прошла в непривычном формате. Из-за ограничительных мер по коронавирусу создателям постановки пришлось подбирать часть декораций удаленно по знакомым и друзьям. В такой же форме в мессенджерах проходили и первые обсуждения и читки ...

Отцы и дети в чужом пространстве :  в Саратовском ТЮЗе представили главную премьеру этого сезона

Роман «Отцы и дети» Тургенева увидел свет в обстановке беспрецедентных для России преобразований: отмены крепостного права и последующей за этим масштабной финансовой реформы. Поэтому в образе главного героя – нигилиста Базарова читатели увидели воплощение нового послереформенного поколения, благодаря чему роман мгновенно стал сенсацией. За более чем 150 лет существования он пережил пять экранизаций и множество постановок. Спектакль играли как в российских, так и в зарубежных театрах. «Отцов и детей» ставили на сцене Королевского национального театра Лондона, в театре Торонто, в Московском театре Олега Табакова, во МХАТе имени Горького и многих других.

Режиссер Владимир Золотарь с актером Алексеем Ротачковым на репетиции

Популярность материала вылилась в изобилие инсценировок и современных адаптаций. Одной из самых популярных считается версия режиссера, драматурга и театрального педагога Адольфа Шапиро, которую называют хрестоматийной из-за ее максимальной приближенности к авторскому тексту. Именно эту близкую к классике версию выбрал Владимир Золотарь.

Сложные диалоги героев режиссер отчасти обильно разбавляет миксом из перезагрузки действующих героев, оригинальных театральных эффектов и пространственных решений. В первой части спектакля это удается ему особенно хорошо. Так, семейный завтрак Кирсановых и крупные планы лица Базарова зрителям транслируют на большом экране.

Особенность постановки Владимира Золотаря, в том, что представители двух поколений Базаровых и Кирсановых живут в неком условном и противоречивом временном пространстве. В поместье носят одежду какого-то усредненного между XIX и XXI веком стиля, пользуются гаджетами, холодильником, стиральной машинкой. Современный антураж дополняет плоский телевизор, по которому Фенечка смотрит «Чужого» Ридли Скотта. По словам режиссера, хищный инопланетный монстр появился в постановке не случайно, так ксеноморф является своеобразным двойником Евгения Базарова по отношению к обществу. Ведь Евгений такой же иной в чужеродном ему пространстве. Осовремененная обстановка не мешает персонажам использовать устаревшие фразы и выражения.

Сам Владимир Золотарь накануне премьеры подчеркнул, что сделает акцент на теме отцов и детей, которая актуальна и в наше время.

– Мы опускаем идеологическую подоплеку и, скорее, перенимаем психологический взгляд на конфликт поколений, который будет актуален всегда, – пояснил журналистам режиссер.

Но в реальности споры Базарова и Кирсановых занимают лишь маленькую часть постановки, а на первое место выходят любовь и  чувства.

Главного нигилиста русской литературы в спектакле играет лауреат «Золотого Арлекина» Руслан Дивлятшин. Его Базаров игнорирует и презирает аристократов, помещичий уклад и даже элементарные правила этикета. Но знакомство с княжной Одинцовой быстро раскрывает в нем другую личность – импульсивную и слабую изнутри.

Режиссерской трансформации подверглись и многие другие герои. Предстающая в нереально мистическом образе Одинцова на поверку оказывается далеко не той хрестоматийной Анной Сергеевной «с ласковой милотой лица», как ее описывал сам Тургенев. В версии Владимира Золотаря овдовевшую княжну играет ТЮЗовская красавица Марина Селиванова, она же Женя Комелькова в «А зори здесь тихие» и Белесова в «Богатых невестах». Ее Одинцова носит юбку-карандаш и спортивно-брючные костюмы под плащом и более схожа с провинциальной актрисой. Помещица Кукшина одета в тигровый комбинезон, а просветленный нигилизмом Ситников щеголяет в шотландской клетчатой юбке.

Наименее пострадали от современности и максимально реалистичными в постановке получились: Аркадий Кирсанов, его играет недавний выпускник театрального института Алексей Анисимов, а также Павел Кирсанов (Алексей Ротачков) и Николай Кирсанов (Алексей Карабанов). Для Алексея Анисимова - это вторая большая роль после Фердинанда в шекспировской "Буре". Старших Базаровых в постановке органично сыграли ТЮЗовские старожилы - Александр Федоров и Марина Полозова.

Помимо яркой музыкальной темы в спектакле нашлось место и для живой музыки. Актриса Надежда Червонная в образе Кати Локтевой играет на фортепьяно, а Владимир Егоров – он же креативный лакей Петр – на виолончели. Он пререкается с помещиками, забрасывает ноги на стол, слушает музыку в наушниках. 

Создатели спектакля сдержали свое обещание удивить зрителей необычным оформлением сцены и живописными декорациями. Над ними поработали питерские художники Натальи Зубович и Александр Рязанцев, а также видео-художник Андрей Лапшин. Несмотря на то, что постановка длится более двух с половиной часов, ни один зритель не покинул зал, а почти трехчасовой театральный марафон саратовские актеры сыграли на одном дыхании.  

Фото Михаила Гаврюшова
20 фев 2021, 16:31 203 Поделиться: 0
наверх