21.04.21
18:28
+8°C, облачно
USD 76.02
EUR 91.75

Меню

21.04.21
18:28
+8°C, облачно
USD 76.02
EUR 91.75
12+

Маленький театр с большой душой или, как саратовский «Балаганчикъ» создал еще один городской бренд

Сложный 2020 год завершился приятным сюрпризом. Спектакль «Что делать? Опыт противостояния» муниципального драматического театра музыки и поэзии «Балаганчикъ» трижды стал лауреатом областного фестиваля «Золотой Арлекин»

Маленький театр с большой душой или, как саратовский «Балаганчикъ» создал еще один городской бренд

Статуэтку за лучшую режиссерскую работу получила автор и постановщик спектакля, худрук театра Елена Смирнова. Приз за лучшую женскую роль вручили Елизавете Симагиной. Еще одну актрису театра Даяну Жукоцкую отметили в номинации за лучший дебют, (женская роль). Таким образом, по количеству наград маленький и скромный «Балаганчикъ» уступил только театру оперы и балета и ТЮЗу.

Став лауреатом «Золотого Арлекина», проект «Что делать? – Войти в историю!» победил в конкурсе грантов Правительства РФ и получил господдержку на более чем 3 миллиона рублей. Такого успеха неизбалованный вниманием «Балаганчикъ» не видел много лет.

Магия старого дома

«Что делать? – Войти в историю!» - оригинальный театрализованный проект из трех частей на территории мемориального дома-музея Н.Г. Чернышевского. Первая часть  рассказывает о детских годах писателя, вторая представляет реконструкцию одного дня из жизни усадьбы Чернышевских XIX века, а третья посвящена героине романа «Что делать?». Пилотную версию этого проекта саратовцам показали в августе 2019 года. Тогда актеры «Балаганчика» совместно с сотрудниками музея Чернышевского провели колоссальную работу, вплоть до того, что даже раздобыли и привезли в усадьбу живую козу. В итоге ожила не только старинная усадьба, но и двор вокруг нее. 

Идею создать спектакль-экскурсию актриса и режиссер Елена Смирнова вынашивала с тех давних пор, когда «Балаганчикъ» играл в стенах музея Чернышевского. Елена признается, что ее всегда привлекала энергетика прошлого и исторические перфомансы, вроде тех, что устраивают в старинных зданиях и музеях Европы. И она мечтала сделать нечто подобное в Саратове.

- Перчатки Ольги Сократовны, кресло Николая Гавриловича и сама атмосфера усадьбы вызывали трепетные чувства, - рассказывает Елена. - Я читала дневники писателя, воспоминания о нем, слушала рассказы сотрудников музея и наблюдала за экскурсиями. Сначала возникла идея написать отдельную инсценировку для каждой комнаты мемориального дома и оживить с помощью театрализации события, которые происходили здесь почти 200 лет назад. Так родился наш проект «Ожившие образы старого дома».

Сцена из проекта "Ожившие образы старого дома"

По замыслу Елены Смирновой обитатели дома должны были выглядеть максимально реалистично. Поэтому она изучала костюмы, манеру речи, быт того времени. В первых версиях проекта маленького Николеньку сыграл сын Елены, которому сейчас уже 24 года. Но реализовать идею в полной мере ограниченному как в творческих, так и финансовых ресурсах «Балаганчику» тогда не удалось, хотя артисты периодически возвращались к этому проекту.

 

Когда все звезды сошлись

Продолжение замысла родилось спустя годы, когда Елена Смирнова в очередной раз перечитала роман «Что делать?».

- В советских школах единственным методом изучения классических произведений был соцреализм, и поэтому произведения рассматривались только с позиции классовой борьбы, - говорит она. - Живая ткань человеческого духа уходила из поля зрения, а на мой взгляд, роман «Что делать?» в первую очередь – история девушки. На самом деле это гимн освобождению от уз мужского «эго», «Домостроя» и веками предначертанного уклада, что мне очень близко. Именно с этого произведения в российском обществе  началось переосмысление роли и места женщины в обществе. Вера Павловна, прототипом которой стала супруга писателя Ольга Сократовна, нашла путь освобождения в фиктивном браке с Лопуховым. Ее пример вдохновил девушек по всей России, а роман Чернышевского стал инструкцией к действию. И то, что написал его наш земляк, вызывает гордость. Я уверена, что дом, где он родился и провел юные годы, должен стать местом культурного паломничества не только для саратовских студентов, школьников, но и для гостей нашего города, стать одним из его брендов.

Сцена из спектакля "Что делать? Опыт противостояния"

Инсценировку следующей части проекта - спектакля «Что делать? Опыт противостояния» Елена Смирнова написала всего за два месяца, причем часть сцен рождалась «с коленок», герои как бы сами вели сюжет. Актеры репетировали один эпизод, а в ночь она писала следующий.

Худрук "Балаганчика" Елена Смирнова признается, что ее всегда привлекала энергетика прошлого и исторические перфомансы 

- Я сразу знала, с чего надо начать эту историю, но дом должен зазвучать! - говорит Елена. - Долго не удавалось найти актрису на главную роль. Нужна была юная, красивая и стержневая натура, и такие встречались, но наш творческий роман не задавался. И тут я познакомилась с Даяной Жукоцкой, и все звезды сошлись!

 

Что делать? Играть!

Студентка Ярославского театрального института приняла приглашение «Балаганчика» и отлично справилась с ролью. Сейчас Даяна штатная артистка театра. Прекрасно вписались в свои образы и все остальные актеры. Елизавета Симагина покорила всех своей Жюли с великолепным французским, у актрисы Ирины Коротковой замечательно получилась маман Верочки. Эту же роль репетирует Ольга Лапшина, и у нее еще все впереди.  Михаил Юдин очень хорош в образе ее подкаблучника мужа, из Александра Кравцова вышел идеальный Сторешников, а из Данилы Шувалова – Лопухов. Очень эффектной получилась финальная сцена спектакля, когда на всех трех ярусах мемориального дома появляются девушки в белых одеждах, а на экране в это время мелькают портреты знаменитых женщин-ученых и политиков…

- Именно так я вижу финал спектакля. В нем – кульминация всего проекта: открыть современникам Чернышевского как человека, которого по праву можно назвать «отцом русской эмансипации», - подчеркивает Елена.

Особенность постановки Елены Смирновой в том, что противостояние Веры Павловны и ее матери происходит на многоуровневом пространстве двух лестниц и двух террас мемориального дома Чернышевских, поэтому играть его на какой-либо другой площадке практически невозможно.

Но когда жюри «Золотого Арлекина» под председательством театрального критика Ольги Галаховой приехало в Саратов, был февраль, и играть постановку под открытым небом актеры не могли. Найти схожую площадку оказалось невероятно сложно. И тогда «Балаганчикъ» обратился к своему другу – историческому парку «Россия – Моя история», с коллективом которого актеры участвовали в реконструкции «Укек. Один день из жизни средневекового города».

В историческом парке артистам пошли навстречу, но предупредили, что в единственном свободном и подходящем для спектакля уголке под куполом здания непрерывно идет мультимедийная экскурсия по экспозиции «Рюриковичи».

- Сначала казалось, что это невозможно, да и по стилю там сплошной хайтэк, - вспоминает Елена. – Пришлось переделать несколько сцен. Но музыка и купола церквей, которые мелькали над нами, в итоге вписались в спектакль и даже придали ему особую атмосферность.

 

Еще один бренд

Сказать, что теперь у «Балаганчика» большие планы, - не сказать ничего, они у театра огромные! Чуть больше года назад коллектив возглавил новый директор. Молодой и целеустремленный Андрей Григорьев работает в культуре Саратова второе десятилетие,  начинал карьеру экскурсоводом, работал в музыкальной школе, несколько лет возглавлял культурный центр имени Столыпина и поэтому ориентируется в потребностях современной публики и четко видит задачи театра.

Директор театра "Балаганчикъ" Андрей Григорьев уверен, что проект «Что делать? – Войти в историю!» станет постоянным культурным брендом Саратова

- Я рад, что судьба привела меня именно сюда, - говорит он. - В «Балаганчике» достаточно много профессионалов, и творческую часть я доверяю им. Моя же позиция - продвигать театр. Минувший год для нас действительно получился успешным, и вся наша команда здорово сработала. Мы планируем и дальше сотрудничать с музеем Чернышевского. В дальнейшем наш проект «Что делать? – Войти в историю!» станет постоянным культурным брендом Саратова.

Театрализованные экскурсии в музее Чернышевского будут проходить в три этапа. Пока одна группа знакомится с «Ожившими образами старого дома», другая погружается во вторую часть проекта - «Реконструкцию жизни усадьбы XIX века», и наоборот. В музейном дворе можно будет понаблюдать за бытом дворни, поучиться у кузнеца подковывать лошадь, сделать фото с настоящей козой, поводить хороводы или даже перекусить за хлебосольным столом и попить чаю из самовара. Так как основная задача проекта – максимальная реалистичность, в проекте задействуют профессиональный фольклорный ансамбль и народных мастеров-умельцев.

После прогулок по дому и усадьбе публику рассадят перед крыльцом, зажгут фонари, опустят холщовые занавеси по бокам, чтобы изолироваться от уличного шума, и покажут заключительную часть проекта - спектакль «Что делать? Опыт противостояния». Планируется, что в музее-усадьбе побывают пять экскурсий в день по 50 человек каждая, при этом первые десять в рамках гранта будут бесплатными.

 

Театр в подвале

«Балаганчикъ» - абсолютно камерный театр, и творчески, и внешне. Сейчас он занимает полуподвальное помещение в девятиэтажке на улице Кутякова. На 130 квадратных метрах располагается зрительный зал на 33 места со сценической площадкой без помоста, а также несколько служебных комнат, где находятся вместе артисты, администрация, костюмерная, операторские и т.д. Но даже в таких стесненных условиях коллективу удается создать здесь по-домашнему уютную обстановку и атмосферу.

- Отсутствие своих стен – это давняя проблема театра, которая серьезно ограничивает наш репертуар, - говорит Андрей Григорьев. - Найти достойное помещение для театра в центре города действительно сложно, но мы не теряем надежд и готовим новые премьеры. Ближайшая - спектакль «Вдовы» в постановке Олега Загуменнова по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека.

- Идей у нас много, - подтверждает Елена Смирнова.

Сцена из спекталя "Золотой ключик или приключения Балаганчика" к 30-летию театра

Сейчас ее увлекает инсценировка по мотивам фильма Ингмара Бергмана «Персона» с веяниями Юнга и Фрейда. Три женские роли в постановке прекрасно раскладываются на актрис театра Ирину Короткову, Ольгу Лапшину и саму Елена Смирнову.

- Как все это воплотить в нашей коробочке, пока не знаю, - признается она. - Уже давно мечтаю поставить «Аню в стране чудес» по Набокову, цикл музыкально-поэтических спектаклей по жизни и творчеству.

За время пандемии «Балаганчикъ» обрел и главного режиссера. Им официально стал 24-летний актер и театральный педагог Данила Шувалов. Выпускник театрального института (мастерской Татьяны Кондратьевой и Виктора Мамонова) служит в театре уже несколько лет и занят практически во всех постановках.

Данила Шувалов и Елизавета Симагина в спектале "Золотой ключик или приключения Балаганчика" к 30-летию театра

С Данилой «Балаганчикъ» прошел перезагрузку. У театра наконец появился современный сайт, креативные афиши и оригинальные молодежные постановки. В 2019 году Данила сыграл главную роль в спектакле «Дурачок» своей однокурсницы Дарьи Захаровой. С этой постановкой саратовцы успешно выступили на международном фестивале современного искусства в Кургане. По итогам 2019 года Данилу признали лучшим сотрудником театра. В том же году он дебютировал как профессиональный режиссер. Взяв за основу институтские наработки, в рекордно короткие сроки он поставил спектакль «Дары волхвов» по одноименному произведению О. Генри. Этот спектакль в «Балаганчике» планируют тоже номинировать на «Золотой Арлекин».

- Все костюмы для актеров я готовил сам, - рассказывает Данила. - В стесненных условиях «Балаганчика» очень сложно подобрать хорошие декорации, но мы нашли выход. Наш актер Михаил Юдин прекрасно рисует, и так возник прием с доской, на которой маркером он изображает все происходящее. Когда действие происходит в парикмахерской - появляются ножницы, дома – домашняя утварь. Таким образом, на глазах зрителей рождается живая история.

Пока Данила копит свой багаж будущих пьес. В его планах – постановка собственной инсценировки «Превращения» Франца Кафки, которую он планирует соединить с «Жизнью насекомых» Пелевина.

- Наш театр домашний и камерный, и в нем уживается большое количество жанров. Но основными остаются поэтический и музыкальный, - говорит он.

 

СПРАВКА «СП»

Театр «Балаганчикъ» работает в Саратове с 1989 года. Его организаторы и идейные вдохновители - группа творческих единомышленников во главе с композитором и музыкантом Игорем Гладыревым и актрисой и режиссером Еленой Смирновой. Необычный и уникальный стиль, в котором соединяются музыка, пластика, поэзия и даже живопись, как единое драматическое действие, стал визитной карточкой «Балаганчика».

Фото автора и театра «Балаганчикъ»
 

 

05 фев 2021, 21:21 458 Поделиться: 0
наверх